В Иркутске находится областной историко-мемориальный музей декабристов. Он представляет собой комплекс из двух мемориальных домов и прилегающих к ним усадеб.
В один из них – Дом-музей С. Г. Волконского – мы отправились прямо с поезда, можно сказать, с корабля на бал. Оказалось, что мы такие не одни. Небольшая группа туристов общей численностью 6 человек (две мамы, два папы и двое непоседливых сыновей-одногодков лет 7 - 8) с чемоданами уже ожидали открытия музея. Присоединились к ним и мы со своими рюкзаками.
Работники музея совершенно не удивились присутствию багажа, любезно закрыли его в гардероб, и мы налегке пошли за экскурсоводом. Экскурсовод профессионально переключил внимание непоседливых подростков, дав им задание в течение экскурсии пересчитать печи в доме, пообещав приз за правильный ответ. На прием повелись не только дети, но и отцы. Благодаря этому мы без помех осмотрели экспозицию музея о жизни декабристов на каторге и поселении в Восточной Сибири. Отмечу, что правильного ответа в конце экскурсии не дали ни отцы, ни дети.
Дом князя Волконского, в котором сегодня расположилась музейная экспозиция, был построен в 1838 году в селе Урик Иркутской губернии. После десяти лет каторжных работ в Забайкалье (1826–1836) семья Волконских была определена на поселение в Урик, где и жила до 1845 года. Можно себе представить реакцию крестьян этого села, когда там построили такой обширный двухэтажный дом. Думаю, примерно как на замок Максима Галкина в деревне Грязи.
Получив разрешение на переезд в Иркутск, Сергей Григорьевич организовал перевозку своего двухэтажного дома на участок за градо-Иркутской Преображенской церковью, купленный его родственниками. К 1847 году сборка дома завершилась, и семья вновь разместилась в расширенном и обновленном доме. В Сибири князь Волконский занимался разведением сельскохозяйственных растений, не свойственных местному климату: выращивал цветы в оранжереях, арбузы в теплицах. В память об этом на территории усадьбы множество цветников и фотозон с цветами.
Я уже отмечала, что в сибирских музеях нет смотрителей. По территории музея можно ходить сколь угодно долго, фотографировать и фотографироваться, отдыхать в беседках, на красивых скамейках, подвесных диванчиках.
Площади усадьбы огромные, они не сокращаются для строительства сетевых магазинов или сувенирных ларьков. Они – сама история и можно с ней общаться сколько хочется. Во всех музеях Иркутска, которые мы посещали, обязательно в залах присутствовали банкетки. Они были красиво стилизованы атласом под исторические. С одним «но» – на них посетителям можно сидеть.
В любом зале иркутских музеев для посетителей подготовлено достаточно места, чтобы можно было присесть. И еще очень удобно для туристов: Дом - музей Волконских и Дом – музей Трубецких, являясь частями одного музея, имеют разные выходные дни. Туристам не приходится терять драгоценные дни пребывания в городе или галопом по Европам осматривать все в один день. В Сибири не торопятся. В Сибири вникают.