Найти в Дзене
В море книг

История одного общества

По данным сети «Читай город», в этом году значительно вырос спрос на тематику истории Второй мировой войны. Лидером продаж стала книга Николаса Старгардта «Мобилизованная нация. Германия 1939–1945». Аналитики книжного рынка связывают рост продаж с интересом грядущих событий, связанных с частичной мобилизацией. Что нас ждёт, как изменится наше общество?

В целом, книга Николаса Старгардта «Мобилизованная нация. Германия 1939–1945» очень интересна, хотя читать её нелегко. Эту семисот страничную книгу можно отнести к большому социологическому исследованию немецкого общества периода Второй мировой войны. Основой исследования служит переписка родных и знакомых с солдатами вермахта. Причем, наглядно показано отличие фронтовых писем с европейского фронта и с фронтов сражений с Советским Союзом. После войны огромное количество немецких писем было выкуплено или просто изъято американскими и английскими представителями оккупационных войск. Часто ходили по разбитым домам в поисках переписки и частных фотографий. Делалось это для того, чтобы впоследствии, изучить конкретные причины изменения настроений общества и выработать эффективные приёмы манипулирования им в своих интересах.

Немецкий солдат пишет письмо
Немецкий солдат пишет письмо

Автор книги «Мобилизованная нация. Германия 1939–1945» очень хорошо показал четыре стадии мобилизованного общества:

1. Единый порыв и сплочённость.

2. Усталость и апатия.

3. Назначение виновных в бедах населения, возникновение мести на местах.

4. Открытое неподчинение властям, массовые беспорядки, грабежи и насилие.

Автор написал свою книгу на основе многочисленной частной переписки военных лет. Честно скажу, объём приводимых писем иногда утомлял. Письма солдат сопровождались описаниями боевых действий подразделений на фронтах. Однако, их описание не всегда были корректны и носили поверхностный характер. Справедливости ради отмечу, что в адрес наших войск не допущено ни одного факта очернительства, все приводилось объективно. Было упомянуто и то, что советским командованием были приняты жесткие меры к недопущению насилия и грабежа мирного населения в поверженном Берлине.

Солдаты Красной армии кормят гражданское население Барлина
Солдаты Красной армии кормят гражданское население Барлина

В книге показана грамотная работа пропагандисткой машины Третьего рейха. Немцы искренне верили в то, что Польша первой напала на Германию, а все остальные страны готовились напасть. Поэтому, начало Второй мировой немцы встретили с воодушевлением. Перед вторжением немцы усиленно муссировали истории о боях русской армии в Восточной Пруссии, о жестоких обстрелах Гумбинена (ныне г. Гусев Калининградской области) и Тапиау (ныне Гвардейск Калининградской области). Первые кинохроники с колоннами советских военнопленных немцы приветствовали стоя с победными криками.

Колонна советских военнопленных
Колонна советских военнопленных

Самый обсуждаемый вопрос, как прокормить военнопленных, когда самим не хватает. Пошли предложения о том, как их эффективней истребить. Да, Германия переживала нелёгкие дни, по сути, Германия стала единым фронтом, т.к. с 1939 года немцев постоянно бомбили английская авиация. Первый удар по состоянию мобилизованного общества был нанесен советским контрударом зимой 1941 года. Он никак не вязался с привычным представлением немецкого общества о доблестной германской армии. В обществе появились слухи о вранье официальной пропаганды, о том, что фюрера подставляют подчиненные. Вторым мощнейшим ударом по монолиту общества стала победа Красной армии под Сталинградом, когда фюрер всех солдат записал в герои, погибших святой смертью. И вдруг, англичане заявили об огромном количестве пленных немцев во главе с командующим 6-й армии фельдмаршалом Паулюсом. В немецком обществе начала зарождаться волна гнева на официальную пропаганду. Чтобы притушить эту волну, Геббельс значительно снизил объем информации с фронта.
В книге немало места занимает тема уничтожения лиц еврейской национальности. Описывая события в Польше, автор книги показал, что немцы почти не занимались там истреблением евреев, за них отработали сами поляки.

Эшелон с польскими евреями прибыл в Освенцим
Эшелон с польскими евреями прибыл в Освенцим

Французы тоже никак не реагировали на массовые репрессии евреев в их стране. Их сгоняли на центральный стадион Парижа, а после их депортации в концлагеря, на стадионе устраивали спортивные мероприятия при полных трибунах.

Непрекращающиеся бомбардировки немецких городов всё же сломили дух немецкого общества. Но немцы вдруг неожиданно начал считать, что это англо-американские евреи мстят за уничтожение их нации. Поэтому, их (евреев) надо побыстрей уничтожить. К такому был не готов даже Геббельс.

Американская авиация бомбит немецкие города. 1943 год
Американская авиация бомбит немецкие города. 1943 год

И всё же благодаря хорошо отлаженной системе эвакуации детей и женщин из горящих городов, немцы были горды заботой фюрера о них. Четкость эвакуации обеспечивал Союз немецких девушек и Национал-социалистическая женская организация.

Гамбург после налёта агло-американской авиации.1944 год
Гамбург после налёта агло-американской авиации.1944 год
Дрезден после налета 1944 год
Дрезден после налета 1944 год

По мере приближения фронта поползли упорные слухи о том, что американцы и русские солдаты, не трогают мирное население, помогают продуктами, не препятствуют передвижению, жестко пресекают беспорядки. Эти слухи убили веру в нацистские идеалы и породили волну ненависти к государству.

Немцы еще долго считали себя обокраденной нацией. Поэтому в ГДР, большинство нацистов вынуждено было занять средние и младшие должности. А основная масса открестилась от нацизма, и считала, что к ним никаких претензий нет и быть не может.

В ФРГ было принято считать, что никто не отвечает в послевоенное время за деяния во времена нацизма. За те времена уже ответили казненные нацисты. Поэтому, очень быстро все государственные посты заняли нацисты, гестаповцы, армию возглавили бывшие генералы вермахта. Всем, служившим при Гитлере была назначена пенсия согласно должности и воинскому званию. Поэтому, как такового чувства вины за содеянное у них нет. Есть неприязнь к службе в армии, (бундесвере).

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал