Найти тему
Можешь не читать

Забывчивость – мое второе… что-то там, саммари

Как вернуть то, что постоянно вылетает из головы

Автор: Такси Цусима

Стиль: истории врачебной деятельности и рекомендации врача

Тема: Мышление, Мозг

Основные идеи книги: компьютер, интернет и внешняя среда стимулируют снижение когнитивных функций. Проще говоря, мы глупеем. Снижение интеллекта, как симптом, омолодился, теперь это пациенты от 20 до 40 лет. Оптимальное использование мозга, развитие лобных долей, рациональный подход к образу жизни поможет сохранить мозг в порядке.

Вы думаете слабоумие, деменция и снижение интеллекта характерны только для пожилых людей? Вовсе нет! Японский нейробиолог, нейрохирург, доктор медицинских наук и автор книг «Забывчивость – мое второе что-то там…» утверждает обратное. На его прием все чаще приходят люди молодого возраста, от 20 до 40 лет. Причины омоложения болезней мозга – изменение образа жизни. Блага цивилизации и новый ритм эпохи имеют темную сторону.

Хотите отсрочить приближение проблем с мозгом и долго оставаться в здравом уме и светлой памяти, это книга для вас.

Две важные вещи

Вы должны точно осознать и принять две вещи:

1. Мозг устроен так, что со временем его функции ослабевают.

Это не значит, что ухудшения неизбежно. Тем не менее так же, как и кости, и мышцы, мозг необходимо использовать, чтобы он не утрачивал работоспособность. Используя мозг неправильно (или совсем не используя) приводит к различным нарушениям: значительному ухудшению памяти, мышления, внимания, проблемам в эмоциональной сфере и нарушению сознания. Все это — симптомы снижения интеллекта.

2. Наш мозг формирует окружающая обстановка.

В современном мире очень многие жизненные факторы заставляют человека использовать возможности мозга только выборочно. Мы мало общаемся устно, больше времени проводим с гаджетами, используем устройства для облегчения труда (калькуляторы, напоминалки и прочее).

Вам может показаться, что ухудшение интеллекта происходит по какой-то особой причине, но это не так. Интеллектуальные способности могут начать снижаться, если этому способствует обстановка, а человек не компенсирует ее негативного воздействие. Удивительно, но многие люди не замечают постепенного ухудшения своих умственных способностей. Они, как всем известный «голый король», думают, что с ними все в порядке, а на самом деле постепенно перестают быть теми, кем были раньше. Снижение умственных способностей человека не возникает в одночасье, у него всегда есть начальный этап. И он начинается с «зависания мозга». Это когда вы не можете вспомнить имя, дату, адрес; заходите в комнату и не помните, зачем пришли; садитесь за рабочий стол и из головы вылетает то, кому вы хотели написать письмо. И многое другое. Разберемся, что происходит.

Лобные доли мозга. То, что делает человека, человеком

Мозг по своей природе ленив и устроен так, что стремится максимально облегчить себе жизнь. Это желание существует на уровне инстинктов и чувств. Если у мозга есть возможность что-то не делать, он воспользуется ей. Развивая такой порядок действий, мозг чаще попадает в ситуации «зависания». Человек прекратил какую-то деятельность в своей жизни, переложил ее на других и, пожалуйста, в скором времени зависания станут все чаще. Например, он не перестал слушать вообще, но слушает невнимательно и неосознанно. Отвлекается на телефон или слушает с одним наушником в ухе. То есть деятельность под названием «внимательное слушание» - прекратилось. Следующий шаг – «зависание мозга».

Мы действуем осознанно и по плану благодаря работе высших когнитивных функций мозга. Центральную роль в этом играют лобные доли. Чем эффективнее их работа, тем спокойнее человек реагирует на текущую ситуацию и тем быстрее он может выбрать подходящую линию поведения. А что происходит, когда лобные доли работают плохо? Человек не теряет в одночасье способность стройно говорить или решать, что делать дальше. Перед этим следует начальная стадия: речь и действия человека становятся рефлекторными и шаблонными. Мы чаще действуем на автомате. Когда мы действуем так, функции мозга, которые можно отнести к высшим, не задействуются. Как раз такие машинальные действия начинают преобладать у человека, если его лобные доли плохо функционируют.

Создавая новые «надстройки», мы включаем в работу лобные доли мозга. К примеру, если время от времени меняем маршрут следования на работу, чистим зубы не ведущей рукой и т.д. Если же человек в течение многих лет не меняет ничего, то его лобные доли постепенно утрачивают способность создавать новые «надстройки», мыслить и действовать в новых ситуациях. При этом, он «зависает» всякий раз, когда происходит что-то непривычное.

Забыл, что хотел сказать

Бывало с вами такое: говорите с кем-то, немного отвлеклись и все… забыл, что хотел сказать. Если это единичный случай, то не беда. Но если ловите себя на том, что это происходит чаще, подумайте, может быть это тревожный звоночек – ухудшение когнитивных функций.

В каких же случаях стоит подозревать ухудшение когнитивных функций? Например, если человек «зависает», когда ему нужно четко выражать свои мысли, и в этот момент он относительно спокоен. Или если во время своей речи он забывает, о чем говорил, и вообще, говорит нескладно. Это означает, что человек не может координировать свое мышление. Когнитивная система не поддерживается в достаточном напряжении.

Даже если вы занимаетесь умственным трудом и ваша работа связана с решением нетривиальных задач, но вы каждый день делаете одно и тоже, то когнитивные функции мозга в этом процессе задействованы не будут. Лобные доли получают нагрузку в том случае, когда вы всегда делаете что-то новое.

Вот несколько советов, как не дать ослабнуть когнитивной функции и перестать забывать:

- припоминайте чаще то, что хотите запомнить. Смотрите на человека, проговаривайте его имя, создавая связь между двумя этими понятиями.

- группируйте информацию. Не пытайтесь запомнить всё и сразу. Разделить информацию на группы, но помните, что человека может держать в голове 5±2 объекта. К информации это тоже относится.

- создавайте «зацепки». Мысленно «привязывайте» события к местам, людей к событиям, людей к предметам (ну скажем, что вы подарили этому человеку) и т.д.

- пробуйте смотреть на все, с разных точек зрения. Подумайте, как ту или иную ситуацию оценивают разные люди.

- ведите блокнот с тем, что забыли. Не смогли что-то вспомнить в этот раз, запишите это в блокнот. Поищите информацию о том, что забыли.

- ведите долгие разговоры. Попросите, чтобы кто-то из близких пообщался с вами долго на разные темы и задавала вам много уточняющих вопросов. Подробно проговаривайте именно те моменты, которые вам непривычно обсуждать, которые не доведены до автоматизма.

- занимайтесь чем-то новым. Можно пойти учиться тому, что далеко от вашей специальности, начать ходить на интересные курсы и прочее.

В конечном итоге молодость мозга определяется тем, сколько у человека интересов, как часто ему приходится решать интеллектуальные задачи, и насколько его жизнь наполнена новым. Всем, кто сталкивается с «зависаниями» мозга, нужно обязательно делать свою жизнь разнообразнее.

Мы, мозг и компьютер

Порядок нашей жизни принудительно снижает функции мозга. Постоянная работа за компьютером, сидение за телевизором, приводит к тому, что мы получаем мало развивающей мозг информации. Мир на экране для наших глаз плоский, даже если вам кажется иначе, в нем нет глубины и объема. Смотреть на приближающийся корабль в реальной жизни, для мозга, вообще не одно и тоже, что и на экране. Даже такие специалисты, как программисты, которые, вроде как, выполняют сложные интеллектуальные задачи, глупеют, если их мир замыкается только на компьютере. Все просто: плоский экран монитора = плоский мир мозга = снижение мыслительных способностей.

Еще один неоспоримый факт нашей эпохи – снижение живого общения. Все чаще для поддержания разговора мы используем электронную почту и телефоны. Мы не видим собеседника, не можем считать информацию о нем, не можем сами отреагировать на ситуацию. Письменная речь скудна, ведь вы стараетесь писать короче, чтоб человек на той стороне не поленился прочесть. Исследования показали, что отсутствие живого общения сказывается на работе в целом. Так, нам становится сложнее работать в команде и решать совместные задачи.

Добавим к этому еще и профессиональные деформации. Выполняя все время одну и ту же работу, наш мозг становится ограниченным мозгом врача, учителя, допишите сюда любые другие профессии. Без разнообразия мы выключаем функции мозга.

Итак, если вы осознали, что тоже попадаете под категории, описанные выше, то перекосов в работе мозга не избежать. Не хотите стать жертвой современных пагубных привычек, вот несколько рекомендаций от нейробиолога:

Первая рекомендациясоздать «точку отсчета» для своего дня. Допустим, если вы назначите ее на 7 часов утра, то обязательно всегда вставайте в это время, во сколько бы ни легли ночью. Люди выстраивают свой жизненный ритм, ориентируясь, в том числе, на солнечный свет. Но если просыпаться всегда в разное время и целый день находиться в помещении, то ритм будет постоянно сбиваться. Вместе с ним будет сбиваться и биологический ритм мозга: он будет вынужден работать тогда, когда должен спать и наоборот.

Вторая рекомендация — просыпаться утром пораньше, чтобы обязательно успеть выйти на час прогуляться. Во время ходьбы сбалансированно используются все мышцы тела. А значит, и мозг тоже в это время работает сбалансированно.

Третья рекомендация — читать вслух. Представьте, что вы читаете для кого-то с выражением и интонациями. Это позволяет имитировать диалог и живое общение. А значит компенсирует «выключенные» когнитивные функции.

Пагубная зависимость

Раньше, чтобы найти какую-то информацию, нам нужно было совершить усилие. Мы шли в библиотеку или книжный, искали нужную работу, покупали или брали на время, погружались в чтение. Как следствие, мы лучше запоминали и становились умнее. Сейчас поиском информации занимается интернет. Но доступность знаний не повысила нашу эрудированность. Скорее, наоборот.

Нам кажется, что мы знаем много. Ведь достаточно вбить запрос в поисковую строку, и вы получите все, что хотели. При это интеллектуальную работу: поиск, классификацию и пиритизацию информации делает алгоритм.

Интернет же сделала из нас информационных серверов. Мы скользим по поверхности знаний и данных, не погружаясь глубок в изучение. Во время таких путешествий, наш мозг получает положительные для себя стимулы, гормоны удовольствия. Но он и медленно утрачивает когнитивные функции, к примеру, запоминание и способность вспоминать. И мы глупеем.
Во избежание этого доктор Такси Цусима рекомендует «соскакивать» с иглы интернета и искать другие способы получать удовольствие. Найдите то, что вас радует и почаще обращайтесь к этому, чем к интернету.

Физическое здоровье и эмоции

Мозг достаточно чутко реагирует на изменения в человеческом теле, но при этом удивительно плохо реагирует на изменения в нём самом. Некоторые проблемы со снижением интеллекта вязаны с изменением в теле. Так, у людей с повышенным кровяным давлением, нарушается концентрация. Если устранить причину (давление), пройдет и следствие. Автор книги настоятельно рекомендует проходить обследование, чтобы выявлять болезни, могущие повлечь за собой снижение когнитивных функций.

Не стоит упускать из виду и то, что мы наделены эмоциями. Одна из главных причин «зависаний» мозга и ослабления самых разных его функций как раз они - эмоции. Когда человек испытывает слишком сильные эмоции, он порой не может делать даже элементарные вещи. Так происходит потому, что вся энергия мозга направляется в центры, отвечающие за эмоции. В результате в центрах, отвечающих за мышление, её начинает не хватать. Нужно помнить, что эмоциями управлять сложно, когда они включаются, то подобно зверю вы бьете или бежите, не достигая результата. Учитесь управлять своим состояние и развивайте лобные доли, чтобы избегать «зависание» от повышенного уровня эмоций.

Ключевые выводы книги:

Первый. Наш образ жизни определяет наши когнитивные способности. Чем однообразной порядок дел, работа и привычки, тем выше вероятность снижения когнитивных способностей.

Второй. Если ваш мозг «выключил» какую-либо функцию (концентрация, внимание и т.д.), вы не сможете «включить» ее сходу. Придется восстанавливать заново.

Третий. Мозг может оставаться молодым и функционирующим на все 100 в любом возрасте, для этого нужно прилагать усилия и тренироваться.

Четвертый. Интернет, телевизор и работа за компьютером могут стать причиной снижения интеллекта. Боритесь с зависимостями, развивайте мозг.

Пятый. Развивайте свои лобные доли мозга: гуляйте, делайте что-то новое, создавайте разнообразие, читай вслух и вернитесь к нормальному живому общению.

Берегите себя и свой мозг!