Зависть - такое же легальное чувство, как и все остальные. Зависть "это хочу также" в своем экстремуме. При понимании, что "также" само по себе невоможно, зависть тогда становится прекрасным инструментом "сличения" из среды того, что вызвало внутренний отклик со своим желанием "обладать тоже". Именно через зависть можно проверять свои отклики на "что нравится, что не нравится". Зависть может работать на самого человека, становясь его фильтром. Через зависть можно подмечать что "нравится лично себе". Зависть - это также сильная лакмусовая бумажка куда направленно внимание, не просто так из потока "среды" выделяются и выбираются конкретные объекты или субъекты.
Взаимосвязь "потребность - фокусировка внимания - выбранный объект среди обезличенного фона среды" существует. Драйвером выбора может быть именно зависть.
По идее, напряжение от зависти компенсируется хорошим контактом с собой, признанием своих частей, ведущих импульсов, потребностей, предпочтений. Тогда зависть остается в форме "хотел бы вот так для себя". Потом она может перерастать в надежду, в мечтание или иметь внешнее выражение - поиск возможностей. В таком случае "зависть" это лишь сигнальный звоночек "нравится / не нравится", она сама по себе не порождает стыд или осуждение, если она не порицается извне оценками, что зависть - это плохо.
Экологичная форма зависти "тоже хочу это", с полным выдерживанием фрустрации, что "именно это" недостижимо в принципе (как скопировать то, что уже есть идентичным образом? никак), максимум - можно реализовать что-то свое опираясь на свой чувственный опыт симпатии к чему-либо.
А вот оценка "зависть это плохо" и "клеймо зависника" сами по себе могут вызывать дикий дискомфорт, где следствие - отщепление этого чувства. (Оно же опять становится неудобным, непривлекательным, некрасивым. Идеальные или просто правильные люди не завидуют, фу таким быть - стыжение. Стыд, как водится, нарцисс не выдерживает. На сцену выходит опять "ложное-Я").
Перверсия зависти - это как раз обесценивание. Почему? Ну, тогда снижается напряжение. Обесценивание - это защитный механизм того, кто его воспроизводит в своем сознании. Так нарцисс справляется с фрустрацией "от невозможности удовлетворить свою потребность и завладеть чем-либо, получить что либо" и, что немаловажно - даже "испытать что-либо" или наоборот не испытывать что-либо (дада, нарцисс легко тогда будет обесценивать даже собственные чувства по случаю).
Обесценивание - это "я очень хочу также или это, но не могу это получить" (иногда - это даже чужое состояние (нематериальное), которое нарцисс по феноменам считывает как желаемое). Если невозможно что-либо получить, нарциссу проще снизить "личную значимость чего-либо", искусственно "разломав желаемое в своем сознании на что-то, что теперь не так уж и хочется".
Я думаю, нарцисс доводит восприятие "лично желаемого" до определенной степени, чтобы начать испытывать как минимум отвращение, как максимум - ненависть. Но все это происходит в сознании нарцисса.
То, что он в своей голове, не определившись, пытается то "позаимствовать" то "разрушить" в действительности никак не меняет своей сущностной характеристики и просто есть. Это нарцисс пляшет вокруг "желаемого", катаясь на полюсах "хочу" - "это оно не достойно меня".
Здоровым посланием "не выбора" было бы просто "не мое", "лично мне не подходит". Родить этот "мессендж" нарцисс не может, потому что реальный-то драйвер - зависть, то есть "хочу присвоить, обладать, выбираю для себя". В итоге реальное я "молча хочет". Ложное (которое не стыдно показывать Другим) - достает свой "бур обесценивания по случаю" или "имитации по случаю."
Желаемое может быть чем-то материальным или нематериальным. И оно просто есть. В единственном числе.
Еще больше статей:
Запись на консультацию
заполнить короткую форму https://forms.yandex.ru/u/66543169d0468801d8e72651/
или телеграмм @AnastasiyaDudkina