Виктория, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш писательский путь?
Я пишу стихи с раннего детства. Рифмовала всё подряд, писала в основном о природе. Сама разобралась со стихотворными размерами и придумала условные обозначения для проверки ритмического рисунка. Кстати, до сих пор им пользуюсь, по-моему, он удобнее общепринятого. Лет с одиннадцати я начала посылать свои вирши в журнал «Пионер». Их там не печатали, но присылали подробные разборы и рекомендации. Можно сказать, это была моя первая литературная учёба. Со временем я окончила Литературный институт, что тоже считаю очень полезным для творчества. К прозе я пришла позже, уже не помню, в каком возрасте. Но первая вышедшая в издательстве книга, как ни странно, была прозаической.
Вот как бывает, оказывается! А как к вам приходят идеи будущих книг?
Идеи книг приходят по-разному. Чаще всего неожиданно, стихийно. Иногда строчку какую-нибудь услышишь или прочитаешь, и словно ключик в голове повернулся, и внутренний механизм заработал. Причём с изначальной строчкой это может быть никак не связано. Иногда это так неожиданно, что я даже дату записываю, какого числа это на меня свалилось. У Шпундера, например, есть день рождения – восьмое октября. У некоторых других историй тоже есть. Иногда день рождения истории можно вычислить по дате, когда я идею в телефонную записную книжку занесла.
Интересно! Возьмём на заметку такой способ отсчета!
Расскажите о книге “Семнадцать дней под небом». В повести рассказывается о туристическом походе подростков на байдарках. Это реальная история? Вы тоже были на таких сплавах?
Книга «Семнадцать дней под небом», на мой взгляд, очень долго ждала своего воплощения. Я действительно в юности ходила по разным рекам и на байдарках, и на катамаранах. Умею управлять каяком (это крохотная одноместная лодочка, страшно вёрткая). Некоторые пройденные мной реки были довольно сложными, например, река Она в Саянах. А начиналось всё с туристического кружка в Доме комсомольца и школьника на Проспекте Мира в Москве. И вот через много-много лет возникла идея сюжета. Но это не мемуары, хоть очень многое почерпнуто из личного опыта. Все персонажи придуманы, прототип есть только у Татьяны Терентьевны, руководителя турклуба «Костры», а реальные ситуации переработаны с учётом логики данной истории. Так что получилась совершенно современная повесть с наличием (а иногда отсутствием) интернета, с возможностью фотографировать увиденное и выкладывать в сеть. А отношения между подростками, их надежды, ошибки, получение нового опыта – не слишком изменились со временем, просто декорации поменялись.
Здорово, когда необычный жизненный опыт приводит к написанию замечательных историй!
Поделитесь, пожалуйста, какими главными качествами, по Вашему мнению, должен обладать писатель?
Очень сложно сказать, какими качествами должен обладать писатель. На самом деле он ничего никому не должен (если, конечно, не занимал). Но без фантазии и любознательности, а также некоторого упорства и способности к самодисциплине и самокритичности писателем стать сложно. Конечно, нужен талант, но его ещё и развивать надо. А кроме того важны духовные качества: доброта, человечность, нравственность. Поскольку книга – это не только развлечение, это друг и помощник, особенно если мы говорим о детской литературе. Человек, только начинающий жизнь, выстраивает свои отношения с миром, с природой, с окружающими людьми, с самим собой, а это порой не просто. И книги, даже сказочные, очень в этом помогают, если написаны человеком не только умным, но и чутким, способным к пониманию и состраданию. А ещё обязательно должно быть чувство юмора. Но это я, наверное, совсем идеал описала, а детские писатели — обычные люди со своими недостатками.
Согласны!
Вы не только писатель, но и художник. Всегда ли видение иллюстраторов, работающих над вашими персонажами, совпадает с вашим?
Мне кажется, что с художниками, иллюстрирующими мои книги, мне очень повезло. У них совершенно разный художественный стиль, разное видение, но все они достаточно точно угадывают моих персонажей. Некоторые книги издательства доверили иллюстрировать мне самой, и это тоже очень интересный опыт. К примеру, книга о которой мы разговаривали чуть выше — «Семнадцать дней под небом» — как раз проиллюстрирована мною. И к своим рисункам я отношусь гораздо более критично, чем к чужим.
Как интересно!
А у нас следующий вопрос: как думаете, почему родители при выборе книг чаще обращаются к классике детской литературы (Носову, Драгунскому…) и меньше обращают внимания на современных детских авторов?
Во-первых, родители в целом довольно консервативны, они покупают то, что им когда-то понравилось самим. Во-вторых, сейчас очень много разной детской литературы, и в ней легко запутаться. Просто взять и купить книгу с красивой обложкой нельзя: а вдруг там окажется что-то не то? Авторов много, и у каждого – своё мировоззрение, своё видение тех или иных проблем. С одной стороны, это хорошо, что авторы разные. С другой стороны – выбрать сложно. Сперва прочитать книгу самому, прежде чем дать ребёнку – для многих непозволительная роскошь, на это нужно потратить драгоценное время. В общем, выход я вижу в том, чтобы нам всем не лениться и писать развёрнутые отзывы на книги, которые прочитали, чтобы другим было легче. И в интернет-магазинах, и в соцсетях. Нашёл хорошую книгу – порекомендуй друзьям. А вообще, если бы родители не покупали современные книги, у нас бы не было такого их разнообразия в магазинах, их бы просто издательства не выпускали. Так что очень даже покупают.
Отличное предложение!
Спасибо вам огромное за интересное интервью, Виктория! Мы с нетерпением ждём ваши новые книги!
Больше интервью с современными детскими писателями смотрите в группе Детского отделения ВКонтакте: https://vk.com/knigotvorenie.
#souzdetlit #союздетлит