Найти тему
АиФ-Пенза

«БТР шли прямо на нас». Как белгородцы спаслись в Пензе

   «БТР шли прямо на нас». Как белгородцы спаслись в Пензе
«БТР шли прямо на нас». Как белгородцы спаслись в Пензе

На прошлой неделе в Пензу приехало 179 жителей Белгородской области. Их разместили на базе отдыха «Кленовая роща» и в корпусах квартирного типа в Леонидовке. Некоторые из них отошли от шока и решились рассказать, через что им пришлось пройти.

«Быстрее бы всё это закончилось... »

Две жилых комнаты, кухня, санузел, прихожая – в такой квартире разместилась Людмила Чабаненко с шестью внуками и сыном-подростком. Женщина готовит завтрак, рядом с ней младшие внуки, старшие – в других комнатах. Семейство не жалуется, мол, в тесноте, да не в обиде.

В Пензу приехали из Грайворонского округа, там у Людмилы остались дочь и сын. Незадолго до того, как в Белгородской области начались обстрелы, дочь Людмилы Чабаненко получила от губернатора большой дом как многодетная мать. Переселиться туда с семьёй не успела. Именно в том районе сейчас опасно находиться: ближнее село постоянно обстреливают, есть проблемы со светом и газом.

«Было очень страшно, – призналась Людмила Чабаненко. – Вблизи мы ничего не видели, но постоянные взрывы... Прилёты были, хоть и не в нашем районе. Знаю, что снаряд упал на улицу, где живёт моя дочь, там женщину разорвало. В квартирах окна повыбивало волной».

Было принято решение вывозить детей. У Людмилы и ребятишек на сборы было меньше суток.

«Был прорыв 22 мая в нашем районе, мы так испугались! Сели в машину, поехали, – продолжила рассказ пенсионерка. – Сначала отъехали на безопасное расстояние, где-то 30 км, просто переждать. Возле речки остановились, потом дождь начался. Хорошо, нам по пути женщина встретилась, предложила переночевать у неё».

На следующее утро семья обратилась к губернатору и главе района, те отправили их в Старый Оскол, там пробыли 2 дня. Дочери Людмилы, как многодетной матери, представители соцзащиты предложили уехать в Пензу. Было принято решение, что бабушка едет с внуками, дочь и сын остаются, чтобы не потерять работу.

«Доехали без происшествий, в дороге нам оказали поддержку, накормили, выдали всё необходимое. У нас замечательный куратор, очень помогает нам. Вещи, лекарства, еда – всего хватает. Большое спасибо за то, что такое внимание оказали, – благодарит Людмила Чабаненко. – С детьми недавно в зоопарке были, здесь дискотеку вечером устраивают. Младшим очень нравится, старшие стесняются пока. Недавно предложили младших в детский сад определить, а старших – с 1 сентября в школу».

Несмотря на то, что Пенза тепло приняла их, семья хочет вернуться домой.

«Поскорей бы всё закончилось, – вздохнула Людмила Чабаненко. – Дочь говорит, сейчас там поспокойнее, но всё ещё громко. Дети по родителям скучают, но взрывы помнят, до сих пор пугаются, вздрагивают. Я их успокаиваю, конечно, хотя у самой срывы бывают. Непросто это всё... Земляки, те, кто с нами приехал, тоже все домой хотят. Одна девушка уехала обратно. А мы не знаем пока, как будет».

   Людмила Чабаненко приехала в Пензе с шестью внуками и сыном-подростком. Фото:  АиФ/ Логинова Анна
Людмила Чабаненко приехала в Пензе с шестью внуками и сыном-подростком. Фото: АиФ/ Логинова Анна

Прятались в подвалах, бежали через лес

Лилия Мирошниченко из Грайворона сначала не хотела рассказывать о том, как и почему она с двумя детьми оказалась здесь. Всего несколько недель назад уверенности в том, что будет дальше, не было.

«Бомбили соседние сёла, мы отчётливо слышали это всё, – всё-таки решилась на разговор женщина. – А 22 мая начался кошмар: обстрелы, было слышно, как летит ракета. Пришли соседи, говорят: «Лиля, спускайся с детьми». Мы и ещё несколько семей из нашего дома ушли в подвал, какое-то время находились там, было страшно. С собой у нас были свечки, вода, одежда кое-какая. Понятное дело, подвал не был оборудован для того, чтобы в нём прятаться. Холод, сквозняки, дети там заболели. У меня двойняшки, обоим по 8 лет. Сын плакал, кричал: «Мама, я хочу жить!» Дочка, наоборот, молчала. Оба тряслись, я пыталась их согреть и успокоить. Мы там полдня пробыли, но по ощущениям – куда дольше. Другие семьи постепенно выходили оттуда, мы боялись».

Из подвала Лилию с детьми забрала её мать с мужем. Чёткого плана, куда ехать, не было. Повернули с дороги в лес, надеясь, что там более безопасно.

«В лесу стояли несколько часов, – вспоминала Лилия Мирошниченко. – Видим, наши идут! Танки и БТР, прямо мимо нас. Вертолёты летели совсем низко. Детям с одной стороны интересно было, никогда вблизи военную технику не видели, а с другой стороны – страшно. Вскоре приехали люди из Берёзовки, привезли продукты, потом взяли нас с собой, мы переночевали у них».

В Пензе Лилия с детьми оказалась также по предложению представителей соцзащиты. Они же организовали переезд и обеспечили всем необходимым. Совсем недавно к Лилии в Леонидовку приехал муж. Дети постепенно приходят в себя, но страх остался.

По словам заместителя министра труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Алексея Мезенцева, в ПВР в Леонидовке ожидают прибытия ещё около 200 эвакуированных из Белгородской области. Это снова будут женщины и дети. Для тех, кто останется на территории сурского края надолго, будут предложены варианты трудоустройства.