В 2000 году муж по заданию редакции сходил в вечернюю школу и написал интересный репортаж. И вот с момента открытия моего канала он уговаривал меня поставить этот материал. Я решила порадовать Алексея, а заодно и читателей. Правда, сегодня реальность несколько изменилась и ученики вечерних школ, наверное, тоже. Тем не менее, такие учебные заведения до сих пор работают, а заглянуть "за кулисы" всегда интересно.
«Я решил нагрянуть в вечернюю школу, расположенную на Цимлянской, инкогнито, как Хлестаков в «Ревизоре». В коридоре молча стояли несколько учеников – ждали начала уроков. Кругом царили идеальный порядок и тишина. Я зашел в первую открытую дверь и оказался в 10-м классе на уроке информатики. Класс состоял из четырех учеников. Виталий, черноволосый молодой человек с легким кавказским акцентом, Олег, не проронивший за вечер ни слова, Марина и Наташа. Последняя оказалась старостой класса.
- Вы у нас новенький? -- обратилась она ко мне.
Я молча кивнул и уставился в тетрадь. Вошла учительница, но ученики и не думали вставать и приветствовать педагога. Просто стали тише разговаривать.
Девять делится на три
- Сегодня будем составлять алгоритмы. Записывайте: при n четном такое-то действие, а при нечетном -- такое-то.
- Скажите, как определить четное число? – спросил Виталий.
- Если число делиться на два без остатка, то число четное. Например, четыре, а три -- нет.
- Тогда лучше взять шесть, оно на два и три делиться. Шесть четное?
- Четное.
- Получается и девять четное. Оно же делится и на три, и на два.
- Но при чем здесь три?
- Как при чем? Девять ведь делится на три.
- Четное – это когда число делится на два. Понятно?
Каждому из нас было дано задание.
- Извините, а что такое четное число, -- решила уточнить Марина.
- Ты, наверное, удовольствие получила? – не дал даже рта учителю открыть Виталий.
- Четное число – это два и шесть, правильно, Антонина Гавриловна?
- Меня зовут Анна Антоновна.
- Хорошо, -- не растерялся Виталий. -- Анна Антоновна, правильно?
- Числа, которые делятся на два без остатка - четные, -- учительница подошла к девушкам.
- Анна Антоновна, вы что, примерзли около девчонок? Какие четные я понял, а как определить что число нечетное?
Поразительно, что Анна Антоновна два урока ни разу не повысила голос и подробно отвечала на все подобные вопросы, не забывая при этом хвалить учеников:
- Виталий, я слышала ты недавно по математике пятерку получил. Молодец!
- А как мы n-то берем? -- спросила Марина.
- Да от фонаря, -- возмутился Виталий. – Чего тут непонятного?
После перерыва пришли еще пять человек. Раздевшись, они стали искать в сумках и карманах все необходимое к уроку. Сергей спрашивал ручку. Борис спрашивал про Клаву.
- Она обещала на третий урок прийти, -- объяснили ему одноклассники.
- Зачем тогда я так рано пришел?
Второе занятие прошло также интересно и весело. Виталий раз восемь повторил:
- Что-то я не понял, объясните еще раз!
Но урок закончился.
- Хорошо, -- сказала учительница. -- Запишите домашнее задание и учите расположение букв на клавиатуре.
- До свидания, Антонина Гавриловна, -- сердечно попрощался Виталий с Анной Антоновной.
Анна Антоновна улыбнулась.
- Здравствуй, Клава, -- подошёл к только что появившейся девушке Борис, -- садись со мной.
Странная парочка, подумал я. Ни у него, ни у нее не было школьных принадлежностей. Зато была большая симпатия друг к другу. Кажется, занятия для них были лишь фоном для переглядываний и флирта. Они дружно шелестели фантиками от конфет, пока остальные корпели над заданиями. Как потом выяснилось, вечерняя школа для Бориса и Клавы была просто местом свиданий.
Обломову среди нас не место
Начался урок литературы. В кабинете на стенах портреты Горького и Пушкина. Парты без рисунков и надписей. Как и на первых двух уроков мое присутствие никого не заинтересовало.
- Сегодня тест по творчеству Островского и Некрасова делать не будем. Я не успел его приготовить, -- предупредил учитель литературы.
Маленького роста, худощавый в больших очках, он красиво говорил и неторопливо двигался по классу.
- Вместо теста продолжим изучать роман Гончарова «Обломов».
- Бытие определяет сознание, как сказал Карл Маркс, -- вдруг прервал учителя Виталий.
- Это было сказано гораздо раньше Маркса, -- поправил учитель.
- Но он повторил это первый в мире, -- парировал Виталий с видом знатока.
- Вы имеете право на свою точку зрения.
- Я тут вас послушал и хочу сказать, -- опять высказал свое мнение Виталий. -- Хоть я роман не читал, но Обломов хороший человек.
Учитель между тем зачитывал фрагменты из романа.
- Извините, - через несколько минут заметил Виталий, -- я понял, что Обломов нытик какой-то, слабый человек. Таким не место среди нас.
- Хорошо, -- ответил учитель. – Спасибо за размышления.
Тут прозвенел звонок, и учитель объявил, что ставит Виталию пять.
- Да не нужна мне пятерка, -- заявил Виталий.
Было видно, что Виталий своей активностью и непосредственностью понравился учителю.
На перемене я разузнал, что вечерняя школа работает в три смены. Больше всего классов занимается в первую и вторую смены, а третью только старшие. А туалет здесь, как ни странно, предусмотрен только для женщин. Вот такая несправедливость.
После биологии нас отпустили.
- Сдайте, пожалуйста, по пять рублей, -- попросила ребят Наташа. -- Завтра пойдем к Ольге Сергеевне (классный руководитель), она заболела.
- Сегодня у меня денег нет, -- как один, хором ответили ученики.
- Тогда завтра не забудьте.
Я и завидовал двадцатилетним ученикам 10 класса, и сочувствовал им. Каждому в любом возрасте, наверное, хочется вернуться в школьную пору. С другой стороны, мне в жизни повезло. Несмотря на свои посредственные способности, в двадцать два я уже окончил университет и теперь работаю в областной газете. А мое сердце навсегда осталось в Батагайской средней школе, где на стенах висели портреты Пушкина, Гончарова и Шолохова. И где первый раз влюбился. Это произошло в начальных классах. Объектом моей любви стала моя первая учительница. Не зная, как выразить чувства, я как-то назвал ее Бабой Ягой. Она не обиделась. Но рассказала об этом с улыбкой на родительском собрании».