Найти тему
Ульяна Новикова

Религия и психология. И их сочетание.

Путь свой в психологию я начала с православия. Я даже в ПСТГУ пошла учить теологию, чтоб разобраться. Мне всегда было интересно не как утроено небо, а как устроен человек.

Но в христианстве я упор не могла понять и применить к себе аскетику.

Я читала книги, говорила с людьми. Общий посыл был, смирись, молись и все получится.

Получалась ерунда.

Сработало, видимо, когда я начал туда добавлять психологию. Вот соединение мне заходит очень хорошо. Причем психология меня без христианства тоже «не берет» глубоко.

Возьмем для примера Треугольник нашего Карпмана.

Что про него говорят психологи? Правильный выход один – не играть. То есть если я вижу, что клиент там, то я его однозначно будут пытаться там не оставить (конечно если на это есть его запрос). А чего так?

Шла я тут по парку разглядывая носки ботинок. А надо заметить так думается хорошо. Так вообще изобрели метод EMDR – смотря на нечто ритмично двигающееся. Потом ботики заменили на мятник, но суть, что мозгу нравится. Шла и думала. А вот чего из треугольника надо выходить? Если человек умный и сможет управлять там ролями? То есть народ играет в темную, а он такой опа...и где надо ему жертва, но внутренне не погружаясь в это состояние, где удобно спасатель. И в шоколаде.

Тут мы идем в христианство и смотрим чем у нас треугольник наполнен. А страстями ж. Зависть, ненависть, злоба, отсутствие любви, тоска, уныние. Если так описать, то уже пропадает желание возглавить треугольник и им повелевать, потому что понятно, что список выше не то, что использовать, рядом иметь не хочется. Не надоть нам такого.

Не, можно просто через здоровую рефлексию подойти. Но в рефлексии паруса и ветрила могут быть выставлены так, что там еще добавится «азарт, радость от победы», которой там на самом деле нет. Там, где ненависть страх и злоба какая радость то? Вот религия тут категорична и помогает лишним не маяться и время не терять.

Далее. Как мы этой напастью боремся.

Если остаться в поле православия, то молимся и смиряемся, а там как получится.

Для меня лично там не выстроена цепочка шагов и не разработана система как люди друг другу помогают. Все же исповедь то это про духовное и про грехи. А именно вот духовничество для мирян, община и т.д., что дало бы именно понимание как это в жизни работает почти отсутствует. Там для профи, то есть для монахов у которых обычно и опыт большой и духовник есть. Поэтому для мирян получается перескок как в анекдоте:

Приехал в воинскую часть полковник (П.) с проверкой. Идет, смотрит стоит солдат (С.) , а у того сапоги не чищенные. Подходит и спрашивает.
П. - Почему сапоги не чищены?
С. - А Вас это не волнует.
П. - Ты как со старшим по званию разговариваешь. А ну, СМИРНО!!!
Солдат вытянулся.
П. - Почему сапоги не чищены?
С. - В часть гуталин не завезли.
П. - А меня это не волнует!!!
С. - Так я Вам сразу это сказал.

Шаги следующие.

Надо сначала увидеть, что вот треугольник Карпмана он вот есть и такой. И чем наполнен. То есть идем в психологию и здоровую рефлексию, рамки которой сверяем с нормами религии. Если это делают с психологом, то это помогает увидеть слепые зоны человека, которые он сам у себя не видит.

Дистанцироваться и не погружать в это. А это и из логотерапии и из христианства. Христианство говорит не сочетаться с помыслами и не идти страсть, в тот же гнев, потому как это от лукавого. Психологи объясняют понятнее для большинства- не надо себя накручивать и раздувать негативные чувства, потому что существует эффект, когда человек уходя в проживание чувства многократно их усиливает и от этого они не исчезают, а становятся только сильнее.

Что имеем: видим проблему. Хотим решить. Смотрим со стороны.

Дальше есть ряд технических приёмов. Например, в психологии- не пытаться контролировать того, что не можешь, то есть поступки других. В христианстве – внимай себе, чего тебе до грехов других. Но в психологии это сказано более понятно, и с порой на логику. Ну и вправду ты ж не контролируешь других, чего тогда так реагируешь и идешь в атаку как греки на водокачку? В религии опора на то, что человек видит, что сам грешен и поэтому другого не осуждает., но сейчас это людьми без большой религиозной базы очень трудно воспринимается.

А потом вдруг проблема начинает решаться. Психология говорит от осознания (на самом деле никто точно не скажет что сработало), религия, что помогла благодать – «стучите и откроют». Но по ощущением итог один -как снег весной на солнце тает, так и тут то, что ты вынес в фокус того, что хочешь изменить - меняется.

И тут еще ответ на вопрос может ли психолог человека взять и собрать каким-то техниками наставить на путь истинный. Не может. Потому что последний шаг, где все и меняется требует свободного выбора человека и его личного желания это изменить. Иначе не работает.

То есть в целом мир устроен так как устроен и все идут примерно по одному пути по разному объясняя почему так и не понимая часть этого мира до конца, потому что людям и не дано это понять. Я доверю тому, что в разных подходах… даже не подходах.. а системах... совпадёт и не противоречит и что можно взять по разному, но так, чтоб подходило конкретному человеку.