Найти тему
Ольга Осипенко

Если у вашего ребёнка проблемы с постановкой звуков, поведением, вниманием - то корень проблемы может быть связан с … аденоидами

Оглавление

Три недели назад Ване (5,7) удалили аденоиды. И полгода назад я была уверена, что проблем с аденоидами нет, и уж точно никакая операция не нужна.

Поэтому поделюсь историей с самого начала. Будет три части.

Часть 1

Выводы после просмотра мастермайнда про аденоиды, слух и речь от сурдопедагогов и логопедов

Когда слушала доклад дефектолога (сурдопедагога) и логопеда Екатерины Андреевой, испытывала весь спектр эмоций - от негодования и сожаления, почему я не узнала об этом раньше, до радости, что я уже на верном пути.

Я уже много раз делилась историей развития Вани. Что вроде как с ним все нормально, а с другой стороны есть явные проблемы с речью.

Из особенностей могу отметить:

🔘Припухлость на лице, как будто лицо немного отекшее,

🔘храп во сне, когда болеет,

🔘слабая артикуляция, несмотря на гимнастику с года и занятия с логопедом.

🔘Очень сложно поставить свистящие, до сих пор четко не произносит с и з.

🔘Иногда говорит какой-то общий звук между б и м.

🔘Странности в поведении- есть признаки СДВГ, но не 100%.

🔘И как недавно выяснили, он плохо слышит

Все эти признаки не разрозненные, а попадают под описание ребенка, у которого есть аденоидит.

Я думала, что проблемы с аденоидами можно увидеть:

А) с помощью Лора, к которому я вожу ребёнка с двух лет. Так как в два года уже было обострение, но тогда рано было что-то конкретное говорить. Сказали наблюдаться - мы и наблюдались почти 4 года. Пользовались назонексом. И лор продолжала говорить, что все нормально. В садике ребёнок болел не так часто, как раньше, поэтому я была спокойна.

Б) когда ребенок ходит с открытым ртом, не дышит носом - у Вани такого не было, или было, но редко

В) когда ребенок храпит во сне или задерживается дыхание - такое было в 2-3 года, потом прошло. И он храпел только когда болел орви.

Но то, что у моего ребёнка с двух лет ухудшался слух, и из-за этого работа логопеда практически стояла на месте, а аденоиды могут разрастаться внутри, что не каждый лор сразу заметит проблему - об этом я не знала.

-2

Часть 2

Как мы пришли к операции

Я фанат развития речи, и занималась с ребёнком с рождения. Моя мама - 20 лет была воспитателем в логопедической группе и проводила занятия с детьми по развитию просодики. То есть, мы оказались, по факту, бессильны со своими знаниями.

Я водила ребёнка к разным логопедам, так как уже с года понимала, что есть небольшая задержка, но мнения были прямо противоположные. Некоторые говорили, что заниматься до пяти лет не надо, другие говорили, что нельзя упускать время (и я с ними согласна). В итоге постоянный логопед у Вани появился с 4 лет. Сейчас ему 5,7.

Последние 4 месяца сын занимался с двумя логопедами параллельно, сдвиги появились, но небольшие.

К тому же меня всегда беспокоило его поведение, неусидчивость, нервозность… Отсюда и детская психология, и нейропсихология, и сенсорная интеграция, которые я изучала в первую очередь для себя.

И весной я поняла, что что-то не то. Советы невролога не помогают, со стороны детской психологии у нас все схвачено, логопеды разводят руками.

В итоге пошла к новому неврологу в частной клинике (ДокДети), который поставил СДВГ, хотя сомневался (сейчас я уже знаю про ложное СДВГ из-за аденоидита).

И вот это невролог сказал, что у ребёнка снижен слух, и что надо проверить аденоиды. Направил на процедуру КСВП (проверка слуха во сне) к сурдологу. Это было уже почти в 5,5.

Когда мы пришли на процедуру, сурдолог до КСВП сразу сказала по визуальному осмотру - что все проблемы из-за аденоидов. (Вот что значит, нужный опытный специалист)

И после обследования рекомендовала бежать удалять аденоиды, а затем убирать жидкость в ушах.

В поликлинике нам дали направление на удаление аденоидов аж на конец октября.

Сначала я думала ждать, но потом вспомнила слова сурдолога и стала снова искать врача и клинику, где можно было бы сделать операцию, причем желательно по квоте. В Морозовской больнице (Москва) даже платно была небольшая очередь.

Слава Богу, мы нашли хорошего Лора, который специализируется на операциях, и удалили аденоиды буквально через 2 недели. Лор подтвердил, что ждать было нельзя, так как у ребенка были большие проблемы с ушами.

❗️Ни мы, ни логопеды, ни воспитатель в садике, которая по образованию логопед и много знает про слабослышащих детей - никто из нас не понимал, что Ваня плохо слышит.

Поняли только невролог и сурдолог, а потом подтвердил новый лор.

Я против излишней материнской тревожности. Но тем не менее кроме нас, родителей, наши дети никому не нужны. Поэтому нам самим надо разбираться в вопросах развития и слушать интуицию.

Если бы я продолжала слушать Лора в поликлинике (хотя я ее не виню, я не разбираюсь в том, насколько лор за 5 минут приема может определить степень аденоидов), то у моего ребенка вероятно появилась пожизненная тугоухость (повторяю слова сурдолога).

-3

Часть 3.

Как восстанавливаться

К сожалению, просто удаление аденоидов - не панацея.

Сейчас прошло почти 3 недели после операции, но ребенок еще больше гнусавит, речь ухудшилась. Хотя по части Лора все отлично.

Со слов сурдопедагогов и специализированных логопедов нужно обязательно заниматься дыханием ребенка, так как за 4 года он просто не научился правильно дышать, а также делать ряд специальных упражнений, о которых могут не знать большинство логопедов.

Я планирую дальше консультироваться со специалистами по слуху, чтобы составить карту развития. Сама, конечно, я заниматься не буду (только в поддерживающем формате). Поэтому контактами специалистов, если что, поделюсь в блоге, когда увижу результаты.

В любом случае, я уже сейчас могу рекомендовать вебинар тех специалистов, к которым я обращалась. Я участвовала в их мастермайнде, посвященном работе с детьми после удаления аденоидов.

Я рекомендую этих специалистов и вебинар прежде всего логопедам и дефектологам, а уже потом родителям.

Ольга Осипенко, психолог-коуч для мам, педагог раннего развития.