Найти тему
Окно в Италию

Удивительная Тоскана: точка притяжения долины реки Мерсе

Я и сегодня произвожу неизгладимое впечатление на моих посетителей и считаюсь одним из самых престижных и запоминающихся образцов готико-цистерцианской архитектуры во всей Италии, не смотря на то, что нынче стою в полуразрушенном состоянии, без крыши и колокольни, хотя мои стены время от времени реставрируют.

Без ложной скромности считаю себя местом невероятным и загадочным, даже немножко мистическим, абсолютно полным очарования в окружении полей и словно спрятанным в зелёно-золотистых холмах Тосканы.

-2

Моё строительство не заняло много времени, всего около 70-ти лет, между 1218 и 1288 годами. Монахи-цистерцианцы были трудолюбивыми, строили быстро и уже в 1288 году меня освятили и нарекли

Аббатство Сан Гальгано (l'Abbazia di San Galgano)

-3

в честь монаха-отшельника, причисленного к лику святых, который жил и умер в своём ските здесь на холме Монтесиепи (Montesiepi) в 1181 году. И прежде, чем рассказать историю моего упадка, я расскажу вам о святом Гальгано, в честь которого и получило своё имя.

Гальгано Гуидотти (Galgano Guidotti) родился в Кьюздино (Chiusdino) в 1148 году в семье местных дворян и, как многие молодые и богатые люди, которым особо нечем было заняться, вёл роскошную жизнь.
В то время вся Италия была ареной междоусобных войн, молодой дворянин стал рыцарем и жизнь его также была полна развлечений не самого благочестивого характера.
Но всё изменилось, когда ему во сне дважды явился архангел Михаил и с того момента начинается обращение Гальгано.
Через некоторое время он уже проповедует в Сиене и её окрестностях, но затем во сне к нему приходят 12 апостолов, приказывают построить скит на холме Монтесиепи (Montesiepi), удалиться и жить там.
Гальгано ещё не совсем верит сну, но за несколько дней до Рождества 1180 года его лошадь внезапно понесла и остановилась на вершине холма Монтесиепи. Теперь молодой человек точно понял, какова воля Господа и без промедления строит скит, который станет его отшельничеством.
А чтобы окончательно порвать с прошлой жизнью он в Рождество 1180 года вонзает свой меч глубоко в скалу, а рукоять меча использует как крест в своих молитвах.
Гальгано больше не рыцарь, а слуга Господа. Историю Меча в камне (La Spada nella Roccia) посчитали не иначе, как чудом и молва, быстро распространившись по долине, дошла до Сиены.
Скит наполнился паломниками, просившими Гальгано совершить чудо...
В 1181 году он встретил папу Александра III, который благословил его и призвал построить аббатство рядом со скитом. Гальгано умер в возрасте 33 лет 3 декабря 1181 года, в год рождения святого Франческо Ассизского.
Рассказывают, что при его погребении присутствовали епископы Вольтерры, Масса Мариттимы и Сиены.
Всего через четыре года после его смерти, в 1185 году, папа Луций III причислил его к лику святых, а епископ Вольтерры Уго Саладини приказал похоронить рядом со скалой и построить на ней круглую часовню, где до сих пор можно увидеть его меч, воткнутый в камень как жест мира Гальгано.
-4

Надо заметить, что было высказано предположение, что тосканский «меч в камне» - это подделка, созданная, чтобы перекликаться с кельтской легендой о короле Артуре.

Однако, анализ металла, проведенный в 2001 году учёным-химиком Луиджи Гарлашелли (Luigi Garlaschelli), подтвердил, что верхняя часть и невидимая нижняя часть являются подлинными и принадлежат одному и тому же артефакту и что «композиция металла и стиль совместимы с эпохой легенд».

И историк-медиевист Марио Мойраги (Mario Moiraghi) в своих исследованиях предполагает, что как раз история святого Гальгано и его меча послужила источником для мифа о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, приукрашенном средневековыми трубадурами по мере его выхода за пределы Тосканы, о чём он написал в своей книге «Загадка Сан Гальгано. Меч в камне между историей и мифом» («L'enigma di San Galgano. La spada nella roccia tra storia e mito»).

-5
В середине XX века один очень «весёлый» посетитель провозгласил себя королём Артуром и попытался вытащить меч из камня, но только отломил рукоять. С тех пор пластиковый купол защищает его от бесконечной человеческой глупости.
-6

Спустя несколько лет на месте его скита первая церковь была построена, а в 1218 году цистерцианцы начали моё строительство на прилегающих землях долины реки Мерсе (Merse). Монахи всегда старались строить свои монастыри у рек или вдоль стратегически важных дорог.

Продолжаю свою грустную историю.

Мой храм был первым готическим храмом в Тоскане, богатым и могущественным. Меня построили по типичному цистерцианскому плану на основе латинского креста с тремя проходами, украшенными богатыми резными капителями и окнами-розетками. Позже мой собор даже послужил моделью для кафедрального собора Сиены. Я бы и дальше развивалось и богатело, благодаря трудолюбию монахов, но в XIV веке ситуация внезапно стала ухудшаться: сначала голод 1328 года, а затем чума 1348 года очень сильно ударили по монашеской общине и в конце XV века монахи переехали в Сиену.

Соперничество между Сиеной и Флоренцией на протяжении веков обрекло меня на медленный и необратимый упадок. В XVI веке я лишилась свинцовой крыши, но реставрационные вмешательства в 1577 году не принесли мне большой пользы.

-8

Вот что писали в хрониках 1662 года о степени моего разрушения: «церковь не может содержаться в худшем состоянии, чем она есть, и со всех сторон льёт дождь».

-9

Но затем два ужасных происшествия окончательно определили мою судьбу: в 1781 году обрушились оставшиеся части крыши, а в 1786 году молния повалила и колокольню. Главный колокол, произведение искусства XIV века, был спасён, но ненадолго: через некоторое время его переплавили и продали как бронзу.

В 1789 году на меня всё же обратили внимание и преобразовали в литейный цех, но в самом конце XVIII века я оказалось заброшенным окончательно, а мои кирпичи и камни растаскивали местные жители для строительства своих домов и других небольших церквей.

-10

В XIX веке обо мне вдруг вспомнили, вновь освятили, чтобы сделать конюшню, пока в 1926 году государство, наконец-то!, признало мою культурную ценность и я оказалось под защитой.

-11

Благодаря нескольким реставрациям мой собор стал одним из самых необыкновенно красивых руин в Тоскане.

-12

Мои стены неоднократно становились и становятся сценической площадкой для многих фильмов, а ещё здесь проводят разные культурные мероприятия и свадебные церемонии, и это меня безмерно радует.

Поэтому нельзя сказать, что обо мне не знают. Я достаточно известное, но обойдённое путешественниками из-за своей отдалённости и неразвитости инфраструктуры.

К сожалению, кроме как на машине ко мне в гости не доехать. Я нахожусь в полутора часах езды от матушки Флоренции, 93 км, а с Сиеной меня разделяет расстояние в 44 км. По времени это займёт около 50-ти минут.

Стоимость билета за вход в мой храм - 5 евро, но им также можно воспользоваться для посещения музея в самом городке Кьюздино, где родился святой Гальгано. Город находится от меня в 8-ми км.

-13

Вход в капеллу, сегодня именуемую Ротонда, бесплатный. В ней можно увидеть не только чудо святого Гальгано - «Меч в камне», но и замечательные фрески Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti), итальянского живописца сиенской школы. Доступ к часовне Лоренцетти тоже пока бесплатный, но возьмите с собой много монет по 50 центов, чтобы включить освещение.

А после посещения капеллы не спешите уезжать из этих мест, погуляйте в округе, чтобы полностью насладиться красотой и тишиной чудесных пейзажей очаровательного заповедника долины реки Мерсе.

Всем интересных путешествий! Ваше Окно в Италию!

В статье все фото автора.