Найти тему
Кардан Баланс

Почему запотевают фары, и как с этим справиться?

Оглавление
Почему запотевают фары? Ответим на этот вопрос
Почему запотевают фары? Ответим на этот вопрос

Нередко, во время температурных скачков или при сильном повышении влажности, автомобильные фары запотевают. Конденсат, выступающий на внутренней стороне стекла фонаря, снижает качество освещения. Происходит это из-за того, что проходящий через капли воды свет заметно рассеивается, теряя свою интенсивность и «дальность». Ну и конечно, внешний вид автомобиля с запотевшими фарами менее презентабелен и элегантен.

Сегодня мы разберёмся, почему именно запотевают фары, и какими способами можно оперативно устранить проблему и не допустить её возникновения в будущем.

Логика проблемы

Накопление конденсата на внутренней поверхности фарного стекла легко объяснить с точки зрения физики. Камера осветительного прибора является условно герметичной. В её замкнутом объёме при нагревании лампы неуклонно растёт давление воздуха. Важно понимать, что греются абсолютно все виды ламп, будь то галогенные, ксеноновые или светодиодные. Чтобы исключить разрыв корпуса блок-фары под действием давления, автоинженеры предусмотрели наличие в нём специальных микроотверстий. К последним подведены вентиляционные трубки с клапанами. Через такие клапаны удаётся регулировать давление воздуха внутри и снаружи фар.

При заметном повышении влажности, в межсезонье или во время мойки машины, через так называемые «сапуны» (система «отверстие-клапан») в корпус прибора подсасывается влажный воздух. От соприкосновения с холодным стеклом мельчайшие капельки воды конденсируются на его поверхности. Чаще всего образование незначительной «испарины» происходит в тех зонах, куда воздух от вентиляции просто физически не доходит. Традиционно «сырыми» признаются зоны, ближайшие к решётке радиатора.

Чтобы избавиться от лёгкого запотевания уголков фар, можно просто включить дальний или ближний свет буквально на 15-20 минут. Тепло от лампочек медленно, но верно подсушит лишнюю влагу, и проблема будет устранена сама собой. Впрочем, даже этого можно не делать, потому что образование незначительного конденсата в данной ситуации признаётся нормой.

Причины сильного запотевания

Если же конденсата вдруг накапливается очень много, или вода застаивается в корпусе прибора слишком часто, стоит озадачиться поиском причин данной проблемы. Факторов, способствующих усиленному запотеванию автомобильных фар, выделяют несколько.

1. Нарушение герметичности пластикового корпуса, обтекателя или стекла

Если корпус осветительного прибора не герметичен, прогретый влажный воздух из подкапотного пространства имеет возможность свободно проникать внутрь него и оседать на поверхностях в виде капель воды, не всегда мелких. В этом случае необходимо найти участок разгерметизации, а также принять все возможные меры для её устранения.

Чаще всего причина кроется в нарушении целостности самого корпуса фонаря. Выполненный из пластика, кожух легко пробивается во время ДТП, вследствие даже незначительных ударов машины о внешнее препятствие. Пропускать влагу может и повреждённый обтекатель.

Если повреждено стекло, внутрь фары может попадать не только влажный воздух, но и непосредственно вода. Серьёзную опасность представляют микротрещины материала. Заметить их наличие невооружённым взглядом достаточно проблематично, а потому и определение причины «затуманивания» и её устранение надолго затягивается.

Ещё одним часто встречающимся фактором разгерметизации фары является неправильная установка в неё лампы. Смещение лампы относительно её изначального положения происходит во время замены детали самим водителем или сотрудником сервиса. Естественно, образовавшийся в ходе процедуры замены зазор будет выступать воротами для влажного и тёплого воздуха.

2. Проблемы с вентиляцией

Внутри фары не существует идеального вакуума. Для выравнивания давления внутри корпуса и снаружи него, а также для выведения лишней влаги придуманы «сапуны». Но иногда специально спроектированные клапаны забиваются грязью, пухом, плесенью. За счёт закупоривания клапанов нарушается воздухообмен внутри самой фары. Влага из неё не отводится, естественно – со временем она выпадает на поверхность стекла в виде конденсата.

3. Высыхание или разрушение герметика

Герметик, который применяют при монтаже автомобильных фар, со временем теряет свойственную ему эластичность, буквально высыхает. На месте обработанных им швов появляются щели, которые пропускают внутрь осветительного узла не только воздух, но и грязную воду. Впрочем, иногда затуманивание случается и при наличии, казалось бы, «свежего», надёжно «вставшего» герметика. Происходит это в том случае, когда машина попала в ДТП. Герметик, сохраняя свои свойства, при смещении деталей узла просто разрушается, разрывается на части. В подобных обстоятельствах никакой защиты от влаги он уже обеспечить не может.

4. Высыхание и изменение формы уплотнительных профилей

Резиновые профили устанавливаются в разъёмы для проводки, ими уплотняют соединение крышки корпуса фары, а также дополнительно фиксируют само стекло прибора. Уплотнители надёжно защищают фары не только от влаги, но и от пыли. Со временем материал-основа, в качестве которого выступает резина или особый вид силиконовой смеси, высыхает. Профили теряют свою изначальную форму, снижается эластичность, а вслед за ней и сам функционал деталей. Часто уплотнители разрушаются и в процессе механического воздействия, например, в момент попадания машины в аварию.

Кроме того, реальной, хоть и редко встречающейся причиной сильного запотевания внутренней поверхности фар служит неисправность гидравлического корректора. Жидкость, постоянно подтекая, со временем в любом случае просочится внутрь прибора. Из-за значительных объёмов влаги испарение её будет крайне затруднительным. В этом случае придётся прибегнуть к принудительной сушке всего осветительного узла.

В некоторых случаях нельзя исключать и производственный брак самой детали, например, наличие у фары изначально кривого стекла. Гораздо реже, но всё же фиксируются случаи производственного нарушения геометрии кузова автомобиля.

В чём опасность запотевания фар?

Видимость на дороге при запотевших фарах снижается в разы
Видимость на дороге при запотевших фарах снижается в разы

Мы уже упоминали, что капли конденсата преломляют поток света, способствуя появлению так называемых «слепых зон». Видимость на дороге при запотевших фарах снижается в разы.

Влага, постоянно контактирующая со световыми элементами, заметно сокращает срок их службы. Поэтому если у вас постоянно перегорают или даже взрываются лампочки в фарах, есть смысл проверить последние на предмет их запотевания.

Испарина на металлических элементах системы освещения неизбежно приводит к их коррозии. Окисление контактов в один прекрасный, и чаще всего неожиданный момент может привести к короткому замыканию всей системы освещения. Если фара в вашем автомобиле является неразборной, то такая, казалось бы, логичная и несложная её поломка приведёт к необходимости заменять весь узел целиком. А это сулит автомобилисту дополнительные и весьма ощутимые траты.

Как просушить фару?

Оперативно избавиться от испарины на стекле фары можно, сняв с осветительного прибора крышку и включив на некоторое время ближний свет. Тепло от лампы быстро справится с мешающим конденсатом.

Кроме того, внутрь фары можно на 10-15 минут направить струю тёплого воздуха. Делать это удобно при помощи компрессора или обычного фена. Необходимо лишь следить за температурой воздушного потока. Так как слишком горячим воздухом можно очень быстро перегреть стекло или сам отражатель, а иногда и вовсе расплавить корпус фары.

Если осветительный узел машины крепится на защёлках или нескольких болтах, его будет удобнее демонтировать с машины и отнести на просушку в сухое и тёплое помещение. При повышении температуры влага самостоятельно испарится с поверхности стекла.

Профилактика запотевания

Предотвратить повторное появление влаги внутри фар, а также связанные с этим проблемы, поможет следование нехитрым советам автоэкспертов:

  • При обнаружении недостаточной герметизации мест соприкосновения осветительных приборов машины с её кузовом или же недостаточно надёжного соединения составных частей самого фонаря стоит позаботиться о замене уплотнительных элементов новыми. При необходимости стоит обновить и используемый при непосредственной установке фары термогерметик.
  • Если причиной появления внутри узла настоящей лужи послужило повреждённое стекло, нужно как можно быстрее избавиться от трещины на материале. Сделать это можно как посредством герметика и специальных фиксирующих составов, так и при помощи обычной тонировки фар плёнкой. Этот способ идеально подойдёт в том случае, когда трещин на фаре несколько, а размеры их ничтожно малы. Впрочем, как показывает практика, иногда проще и дешевле оказывается заменить треснутое стекло, нежели раз за разом производить его ремонт.
  • В привычку у автолюбителя должна войти самостоятельная проверка состояния вентиляционных клапанов. Выполнять её необходимо с частой периодичностью, не дожидаясь очередного технического обслуживания в сервисе. При обнаружении в клапанах грязи, смело удаляйте её. Заодно не забывайте обращать внимание на уплотнитель, расположенный в месте введения проводки в корпус фары. Он должен быть в меру эластичным (главное – не рассохшимся), сидеть в пазах должен максимально крепко.
  • Стоит приучить себя заблаговременно выключать фары перед началом мойки машины. За счёт этого удастся нивелировать разницу температур – воздуха и поверхности фарного стекла, а значит значительно сократить риск образования конденсата на последнем. Этой же цели служит рекомендация не выезжать из влажного бокса автомойки сразу же на улицу, особенно если температура воздуха невысокая. Выделите некоторое время, чтобы фары машины успели остыть после контакта с тёплой водой.
  • Ещё одним работающим способом избавления от лишней влаги из фары, является размещение внутри неё пакетика с силикагелем. Закрепляют его на любом участке корпуса, исключая зону непосредственно рядом с лампой. Называть данный метод осушения внутренней поверхности фары кустарным не приходится, так как его часто применяют даже сами автопроизводители.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.

Авто
5,66 млн интересуются