Всем привет, давненько книжных статей не было, хм?
В детстве я читал много... но не от хорошей жизни. Телевизор в те времена показывал 4 канала, интернета не изобрели, а гулять я не особенно любил, как и спортом заниматься, только дома сидел, поэтому и вырос таким тощим и хилым:
В общем, оставалось только книги читать. Родители-интеллигенты подкладывали мне правильную литературу: чтобы было не только увлекательно, но и познавательно. А что-то я сам брал с полки.
По традиции расскажу о пяти книгах. А именно о тех, которые я зачитал до дыр и даже сейчас, более 30 лет спустя, помню сюжет... В наши времена чoкнутых альтернативно-исторических теорий полезно вспомнить историческую литературу в самом традиционном смысле слова.
Вадим Каргалов. "Чёрные стрелы вятичей"
Цитата:
Алк не испытывал, подобно печенегам, суеверного страха перед Каганом. Для вятичей боги были понятными и доступными, как люди. Богов можно было просить о помощи, принося им жертвы. Но деревянных идолов можно было и наказать, отхлестав прутьями или выкинув из избы на мороз, если они плохо помогали людям!
И Алк сделал то, на что никогда не осмелился бы ни один человек в здешних степях: в руках у него оказался лук, на тетиву привычно легла черная боевая стрела и, зазвенев, полетела прямо в лицо Кагана.
Взмахнув длинными рукавами, Каган вывалился из седла. Чаушиар и кендер-каган склонились над своим поверженным живым богом. Каган лежал на спине, черная стрела вонзилась между бровей, и капельки крови скатывались по переносице в остекленевшие глаза.
Сюжет. Юноша по имени Алк, из славянского племени вятичей, волей судеб попадает в дружину князя Святослава. Начинается военная жизнь: большая часть событий книги связана с Хазарским походом князя, в ходе которого Святослав (показанный исключительно мудрым и храбрым вождём) взял неприступную крепость Саркел и столицу хазар, Итиль.
Чем понравилось в детстве. Много "экшна", а проще говоря - рубилова, описанного ярко и со знанием дела. Всё-таки, автор - доктор исторических наук - что, впрочем, не мешает ему порой фантазировать на полную катушку, в угоду увлекательности. Сейчас, в зрелом возрасте, даже немного удивляюсь наивности некоторых сюжетных ходов. Так, юный герой, в самый напряжённый момент сражения собственноручно отправляет на тот свет кагана - хазарского "живого бога". (Что подчёркивает "советсткость" героя - мол-де, с богами у нас разговор короткий.) Он же, Алк, становится свидетелем гибели хазарского царя Иосифа. В общем, везде успел.
Книга, как нетрудно догадаться, сугубо мальчиковая. По крайней мере, женских персонажей с репликами, а тем более любовной линии я в ней не припомню.
Василий Ян. "Финикийский корабль"
У нас дома был многотомник Яна. Попросите меня назвать любимый роман этого автора - буду разрываться между "Кораблём" и "Спартаком". Ну пусть будет "Корабль".
Цитата.
Горшечник помедлил и сказал:
– Сто таких плиток будут стоить десять серебряных колец.
Старик пристально посмотрел на горшечника, подумал, посвистел и направился к двери.
– Если мышь захочет проглотить верблюда, то лопнет, – сказал он и вышел.
Тогда горшечник так рассердился, что неосторожно раздавил кувшин, который только что слепил, и закричал на меня:
– Как посмел этот чужеземный бродяга назвать меня мышью? И он еще живет в вашем доме? Да ты нарочно привел его ко мне, чтобы он посмеялся надо мной!
Сюжет. За 1000 лет до нашей эры в стране Финикии жил мальчик Элисар, который как-то раз отправился в путешествие, чтобы найти своего отца, без вести пропавшего в Иерусалиме. Герой побывает и в этом городе, и в Карфагене, и в плену у пиратов, и даже на Канарских островах, проплыв на означенном в заглавии корабле всё Средиземное море.
Чем понравилось в детстве. Опять-таки, очень много батальных сцен, в том числе и морских, а я в детстве бредил морем. Автор показывает все события глазами маленького мальчика, отчего они кажутся вдвойне захватывающими (тот же приём он и в "Спартаке" использовал). И опять-таки, местами изрядно перегибает палку за-ради увлекательности. Есть даже сцена с нападением на корабль гигантских хищных осьминогов. Исторический роман ненадолго превращается в лавкрафтовский хоррор... но круто же!
Добавьте к этому приятный слог и лёгкий юмор - получилась отличная популярно-историческая книга, которая, как принято говорить, "хорошо сохранилась". То есть, и спустя почти 100 лет после создания читается с интересом.
Ещё цитата:
Бен-Кадех глядел вдаль и беспечно напевал:
Три дня, три дня гуляли мы
В ненастную погодку,
Руля, руля не взяли мы,
Когда садились в лодку...
(...)
Теперь плывем и вкривь и вкось,
Как утки в грязной луже.
Эй, молодец, плыви, не бойсь
Бывало с нами хуже...
Эту песню я в детстве любил петь на мотив "Кто ходит в гости по утрам..."
Всем спасибо. Добавляйтесь!
Продолжение следует: впереди книги Бориса Орешкина, Константина Бадигина и Хельмута Ханке.