Найти в Дзене

Сухумский аэропорт в Абхазии. Важные новости

Оглавление
Указатель по дороге к сухумскому аэропорту
Указатель по дороге к сухумскому аэропорту

16 июня 2023 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума было подписано межправительственное соглашение о реконструкции сухумского аэропорта и восстановления авиасообщения между Россией и Абхазией. Это еще не запуск аэропорта, но уже очень большой шаг вперед. Правда, не все оказались рады этому соглашению. Но, обо всем по порядку.

Соглашение по аэропорту ждали 30 лет

Вице-премьер и министр экономики Абхазии Кристина Озган: заявила , что подписание соглашения по аэропорту – это событие, которого Абхазия ждала 30 лет.

“Без преувеличения могу сказать, что для нашей страны – это очень важное  событие.  Событие,  которого мы ждали почти 30 лет. Реализация этого инвестиционного проекта    окажет значительное влияние на развитие экономики Абхазии»,.


Эпопея с запуском сухумского аэропорта длится уже многие годы. Я много и
подробно писал на эту тему, достаточно скептически оценивая перспективы этого проекта. Проблему аэропорта пытались решить при президентах Багапше, Анквабе и Хаджимба, но дальше слов и обещаний дело ни шло. Договориться с инвесторами не получалось. После прихода к власти тандема Бжания/Анкваб было заявлено, что аэропорт откроется к концу 2024 года. Однако, к концу 2022 года оказалось, что нет ни инвестора, ни четкой цены вопроса. Лично я был уверен, что тема с аэропортом снова покроется густым туманом и надолго.

Однако, 9 июня 2023 года в Абхазию прибыла представительная российская делегация во главе с самим куратором Кавказа заместителем председателя правительства РФ Александром Новаком. В числе прочих, стороны обсуждали и тему аэропорта. Именно Новак при посещении аэропорта анонсировал скорое подписание межправительственного соглашения по аэропорту имени В.Г. Ардзинба. И вот это случилось.

Что регламентирует соглашение между РФ и Абхазией по аэропорту

Само соглашение в открытом доступе я еще не видел, но по словам Кристины Озган,  подписанное соглашение определяет условия  и обязательства сторон при реализации проекта и, в частности, предоставление Республикой Абхазия  особого инвестиционного режима, предусматривающего преференции и льготы.

Про это же говорил и министр экономического развития России Максим Решетников, делая акцент на предоставления государственных гарантий по этому проекту как от России, так и от Абхазии. Реализовывать проект будет частный инвестор без привлечения денег из федерального бюджета. Инвестора будут выбирать по определенным критериям.

Работы по запуску аэропорта будут осуществляться в два этапа, По предварительной оценке Минтранса России, Росавиации и потенциального инвестора стоимость первого этапа реконструкции составит 6,5 млрд рублей. Этих денег хватит для того, чтобы принимать пассажирские и грузовые самолеты , перевозя за год более 375 000 пассажиров. А вот второй этап начнется после достижения отметки в один миллион пассажиров, до чего, конечно, очень далеко. По оптимистичным раскладам возобновление деятельности сухумского аэропорта планируется в четвертом квартале 2024 года. Впрочем, я по жизни не оптимист.

Сухумский аэропорт
Сухумский аэропорт

Что получит будущий инвестор аэропорта в Абхазии и кто этим недоволен

Будет интересно изучить соглашение, узнать, что за гарантии и преференции предусмотрены. Насколько я понимаю, главными ништяками для будущего инвестора будут передача в собственность всех (или оговоренных) построенных объектов, получение под застройку земельных участков и налоговые льготы.

Абхазские оппозиционно-националистические каналы тут же начали раскручивать тему "Кому Анкваб подарил Сухумский аэропорт?". При этом, в интервью Решетникова,говорилось о том, что в Соглашении идет речь о гарантиях для инвестора и критериях его отбора по конкурсу. Не понимаю только, зачем волну разгонять на ровном месте? Как эти люди вообще себе представляют решение вопроса с сухумским аэропортом?

Как, к примеру, собирался запускать аэропорт Рауль Джумкович Хаджимба (чьи сторонники громче всех и возмущаются заранее), который тоже обещал в ближайшие год-два открытие авиасообщения, начиная с 2014 года? Вряд ли он рассчитывал, что прилетит волшебник на голубом вертолете и бесплатно отстроит находящийся, в плачевном состоянии убыточный объект. Впрочем, может быть и рассчитывал, раз все переговоры с инвесторами закончились безрезультатно.

Кстати, в свое время я тщетно пытался выяснить у некоторых лиц, чьи сторонники сейчас будут возмущаться "продажей единственного в Абхазии аэропорта", почему они положили под сукно законопроект о государственно-частном партнерстве. А ГЧП как раз идеальный вариант для, инфраструктурных объектов, к которым, безусловно, относится и Сухумский аэропорт. Кстати, после моего поста в телеграм канале
"Базилевский PRO Абхазию" про подписание соглашения мне в нашей группе телеграм, привязанной к каналу рассказали , что многострадальный законопроект реанимирован и вполне вероятно, скоро будет рассматриваться Парламентом Абхазии.

В общем, уже начавшаяся истерия вокруг сухумского аэропорта имеет четко выраженные политические мотивы, так как хорошо вписывается в стратегию абхазской оппозиции, обвиняющей действующие власти в распродаже Абхазии, но при этом не добившись результатов в период собственного руководства страной и не имеющей конкретной программы выхода из экономического кризиса сегодня. Ну а мы будем следить за развитием событий. Уверен, что свежие новости по сухумскому аэропорту появятся уже скоро и я вам, конечно, обо всем расскажу.

Ну и, конечно, напоминаю, что вместе с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

Координатор партнерства "Абхазские проекты" Кирилл Базилевский

Спасибо что дочитали статью до конца и поставили 👍

Подпишитесь на канал "PRO Абхазию с Кириллом Базилевским", будет еще много интересного!

Подписывайтесь на мой Телеграм канал "Базилевский PRO Абхазию"

Возможно, вас также заинтересует мои статьи: