Не секрет, что важным аспектом психотерапии являются отношения между психологом и клиентом. То, как мы формируем отношения с миром и людьми в нем, таким же образом мы строим отношения в кабинете. Мы все росли с какими-то взрослыми, с которыми учились общаться, формировали привязанность, перенимали паттерны поведения, выстраивали отношения. И часто эти отношения не самые безопасные, открытые, доверительные и эмоционально близкие. И именно в кабинете мы учимся строить отношения заново, с кем-то надежным, стабильным, тем самым взрослым, в котором нуждается каждый ребенок.
В схема-терапии терапевтические отношения являются сердцем терапии, а позиция терапевта «ограниченное замещающее родительство». Идея замещающего родительства включает в себя гораздо более глубокую эмоциональную вовлеченность в жизнь клиентов, чем в других терапевтических подходах, и похоже на процесс воспитания детей.
У нас у всех есть эмоциональные потребности в принятии, любви, заботе, стабильности, безопасности, но не у всех в детском возрасте они удовлетворялись надлежащим образом. Некоторым приходилось сталкиваться с эмоциональной заброшенностью, жестоким обращением или насилием. Такие дети не узнали каково это быть любимым, важным, нужным и ценным. Они усвоили негативное представление о себе и об окружающем мире, и видят свет сквозь призму этих убеждений.
К нам приходят взрослые мужчины и женщины, разных возрастов, профессий, с разным жизненным опытом и социальным статусом, но в каждом из них живет прекрасный ребенок, которому может быть страшно, грустно и одиноко. И мы в рамках терапевтических отношений, даем клиентам то, чего они не получили в детстве, любящего внимательного «родителя», искренне вовлеченного в жизнь своего «ребенка». Восстанавливая образ ранних отношений через замещающее родительство, мы проявляем заботу и чуткость к упущенным компонентам детского опыта клиента. Через бережное отношение и внимательность терапевта, клиент получает новый корректирующий эмоциональный опыт. Задача терапевта состоит не в том, чтобы стать реальным родителем своего клиента, а в том, чтобы смоделировать «правильные» родительские поступки и реакции. Мы вместе исследуем неудовлетворенные потребности, и учимся удовлетворять их адаптивными способами. С помощью поддержки и наставничества, мы помогаем клиенту задавать ориентир, осознать свои желания, придерживаться своих ценностей. Мы показываем клиенту, что он уникален сам по себе, без каких-то условностей. Мы рядом, пока клиент учится заново ходить, и еще больше рядом, когда он падает.
Основная цель таких терапевтических отношений, это научение клиента быть самому себе любящим родителем, интернализировав образ терапевта. Мудрые родители действуют медленно, но уверенно. Со временем клиент становится все более и более автономным, и тогда от заботливого удовлетворения потребностей, мы переходим к функциям наставничества, побуждая клиента находить собственные решения и развивать своего собственного Здорового Взрослого.
Замещающее родительсво – является ключевым аспектом в сфере восстановления отношений с собой, с людьми, с миром. Это процесс удовлетворения многих остановленных процессов в психоэмоциональном развитии.
Иллюстраторка Маша Катарсис.
Автор: Анастасия Малышева
Психолог, КПТ Схема-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru