Роман «Мятеж на “Баунти”» Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла рассказывает о бунте на английском корабле в XVIII веке. В Чис. 16 и 17 мы читаем о другом «мятеже» — в израильских рядах в пустыне. Этот мятеж породил кризис в руководстве и имел страшные последствия. Главный вопрос в этих главах — «Кто главный?» Пока на этот вопрос не было ответа, Израиль не мог дальше двигаться к земле обетованной.
Во многих общинах всего мира продвижение к нашей земле обетованной тормозится, когда братья спорят о том, кто из них главный. В церкви «бунт на корабле» возникает слишком часто. Проблема израильского руководства очень похожа на нашу. Поэтому, исследуя их кризис в руководстве, мы можем найти пути решения наших кризисов.
Восстание против Моисея
Четыре израильтянина — Корей, Дафан, Авирон и Авнан — вместе с 250 другими руководителями народа восстали и «собрались против Моисея и Аарона». Поскольку дальше в рассказе Авнан не упоминается, считают, что этот бунт возглавили Корей, Дафан и Авирон. Они сказали: «Полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3).
Сказав это, они выразили одну истину и упустили из виду один важный факт. Истина — что все общество свято! Божий народ был святым народом. Как видно из содержания псалмов, каждый израильтянин имел самостоятельный доступ к Богу через молитву. Однако жертвы Израиль мог приносить только при посредничестве священников, которые представали пред Богом. А проигнорированный факт — что Моисея и Аарона на их высокие должности поставил Бог, сделав Моисея вождем и законодателем, а Аарона — первосвященником. Хотя «свят» был каждый израильтянин, народу нужно было следовать за поставленными Богом вождями.
Какие мотивы стояли за бунтом Корея и других левитов?
Одним из мотивов было желание стать священниками. Моисей сказал Корею и его сообщникам: «Завтра покажет Господь, кто Его и кто свят…» (Чис. 16:5). Затем он предложил испытание: пусть Корей и его люди положат огонь в свои кадильницы, и то же самое сделает Аарон. Бог покажет, кого Он избрал. Мотивы Корея проясняются в обращенных к нему заключительных словах Моисея:
«Послушайте, сыны Левиины! Неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобой всех братьев твоих, сынов Левииных, и вы домогаетесь еще и священства».
Другим мотивом, очевидно, было желание возглавлять Израиль, как это делал Моисей. Это желание становится явным, когда Дафан и Авирон отказываются прийти к Моисею по его требованию. Они обвинили Моисея в трех обманах — неисполнении обещания войти в землю, «где течет молоко и мед», в злоупотреблении властью и в попытке обмануть или навредить им, — сказав при этом: «Глаза людей этих ты хочешь ослепить?» (Чис. 16:12-14).
Если Корей был левитом, то Дафан и Авирон были потомками Рувима, первого из двенадцати сыновей Иакова. Возможно, будучи начальниками колена, которое они считали важнее других, они думали, что возглавлять Израиль положено им, а не Моисею и Аарону, потомкам Левия, третьего сына. Как и левиты, они постарались забыть, что вождем Моисея поставил Бог.
Насколько серьезным было их неповиновение?
Так как они отвергали руководителей, поставленных Богом, то, по разумению Моисея, они отвергали Самого Бога (Чис. 16:11). Бог, судя по всему, согласился с Моисеем относительно серьезности их греха. Вот как Он ответил на их мятеж.
Во-первых, Он услышал молитву Моисея не принимать приношение мятежников (Чис. 16:15) и послал небесный огонь, что «пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Чис. 16:35). Бог продемонстрировал, что приносить курение имели право только Аарон и его род, священники.
Во-вторых, после того как Бог пригрозил истребить все общество, а затем позволил Моисею и Аарону отговорить Себя, Он повелел, чтобы земля разверзлась и поглотила семьи мятежников (Чис. 16:20-33). Объясняя, почему Бог пошел на это, Моисей сказал: «Из этого вы узнаете, что Господь послал меня делать все дела эти, а не по своему произволу я делаю это» (Чис. 16:28).
В-третьих, Бог послал мор на сообщников вождей мятежа. Но вступились Моисей и Аарон. Аарон поспешил к народу с кадильницей, и его приношение возымело действие: «Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» (Чис. 16:48). Но прежде чем мор прекратился, успело погибнуть 14 700 человек, «кроме умерших по делу Корея» (Чис. 16:49).
В-четвертых, Бог публично и чудесным образом избрал Аарона (гл. 17). Чтобы на все времена разрешить вопрос, кто должен служить священниками, Бог дал указания относительно своего рода состязания. Каждое колено должно было принести жезл, или посох, с написанным на нем именем начальника колена. На жезле от колена Левия было написано имя Аарона. Жезлы на всю ночь оставили в скинии, и на следующее утро «жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17:8). Чтобы Израиль наверняка правильно понял урок, «вынес Моисей все жезлы от лица Господа ко всем сынам Израилевым» (Чис. 17:9). Господь велел Моисею положить жезл Аарона обратно в скинию. Сначала его хранили возле ковчега завета, а потом положили в ковчег «на сохранение, в знамение для непокорных» и «чтобы прекратился ропот их» на Бога (Чис. 17:10).
Каков был результат этих событий?
Бог доказал народу, что Моисей и Аарон — действительно поставленные Им руководители. Что более важно, Он преподал им урок, что отвергать Его руководителей — все равно что отвергать Самого Бога.
Народ, судя по всему, осознал, что это серьезное дело — быть в отношениях с Богом, который мог сделать такие великие и страшные вещи. Они закричали: «Вот, мы умираем, погибаем, все погибаем! Всякий, приближающийся к скинии Господней, умирает: не придется ли всем нам умереть?» (Чис. 17:12, 13). Они усвоили один совершенно необходимый урок, а именно: что нельзя шутить с тем, что свято, что Божье! Он — Бог, которого нужно бояться!
Предупреждение: мы должны признавать власть поставленных Богом руководителей.
Этот отрывок — о «кризисе руководства»
Можно также сказать, что он — о «кризисе власти». Нередко проблемы руководства на самом деле являются проблемами власти. Некоторые из тех, кто должен с радостью принимать роль последователей, вместо этого стремятся узурпировать роль руководителей. В таких случаях, как и в Израиле, встает вопрос: «Кто главный?» «Кто должен руководить?»
Для нашего мира характерна тенденция отвергать концепцию власти. Мы видим бунтарские проявления в народе, в семье и в церкви. Бог поставил руководителей, которым мы должны подчиняться.
1. В наших государствах и обществах Бог требует от нас повиновения власти правителей. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Поэтому непокорность гражданским властям — это непокорность Божьим представителям. Большое, если не превалирующее, количество преступлений и насилия в обществе — это следствие нежелания признавать власть.
2. Семья имеет богоданную структуру, в которой муж является главой жены, а жена должна повиноваться мужу. Дети должны почитать и слушать своих родителей (Еф. 5:22—6:4).
Мужья должны главенствовать в такой любви, какую продемонстрировал Христос по отношению к церкви. Если женщина отказывается повиноваться мужу, она противится Божьим указаниям. Когда дети не слушают своих родителей, они виновны в том, что восстают против тех, кого Бог поставил над ними.
3. Божьи уроки Израилю можно применить к церкви. Конечно, мы должны понимать, что ситуация Израиля все-таки отличается от нашей. Их руководители были поставлены Богом. Он говорил с ними, открывал через них Свою волю и подтверждал их право на руководство посредством чудес. Хотя руководители местных общин в определенном смысле поставлены Богом (Деян. 20:28), Он не Сам напрямую поставляет людей на эти должности. Не открывает Он напрямую через них и Свою волю, как когда-то открывал через Моисея. Бог сегодня не творит чудес, чтобы продемонстрировать общинам, кто их правомочные руководители.
Учитывая эти отличия, пожалуй, лучше всего будет признать, что мы можем быть повинными в отвержении Божьих представителей, через которых Он открыл Свою волю, а именно: Христа и тех, кто записал вдохновенные слова Нового Завета. Всякий, кто отвергает Христа и Его волю, виновен в мятеже.