Давно собиралась рассказать об этих трех фильмах.
Французского кино я посмотрела достаточно много. В мои юные годы это были фильмы с известными кино-французами: Пьером Ришаром, Жаном Полем Бельмондо, Депардье (правда он с некоторых пор россиянин), красавицами-француженками Катрин Днев (я всегда шучу, что в русском варианте она была бы Катей Новиковой), Симоной Синьоре, Мариной Влади.
Когда я выучила французский язык в той мере, что смогла читать и смотреть французские произведения на языке оригинала, я просмотрела практически все значимые кино и видео новинки Франции. Но из этого огромного потока интересных и порой самобытных картин и телесериалов, я, как ни странно, могу выделить для себя только три фильма, которые для меня стали воплощением духа Франции, и может быть, конкретнее, духа Парижа.
- Одна любопытная вещь: все три картины вышли примерно в один и тот же временной период, 80-е годы прошлого века.
- И еще один, можно сказать, курьезный факт: только один из трех фильмов снят французом
Фильм 1. Этторе Скола Бал ( Le bal )
Фильм снял режиссер-итальянец в 1983.
В этом фильме есть Франция, но нет ни одного слова на французском. Весь фильм герои не говорят, а танцуют. И вот этим особым языком танца автор рассказал о французской жизни. Причем это не фильм-балет.
Пространство, где происходят действие одновременно и трансформируется, и остаётся неизменным. В целом - это дансинг, но в начале это дискотека 80х, потом время идет вспять и оседает в начале 30х, конце 20х и далее течет через 40е, 50е, 60е, 70е и основа вливается в 80е.
Герои несколько нарочито театральны порою. Узнаваемые намеки на звезд определенного времени, которые также были кумирами и для французов. Но все чаще перед глазами возникает типичное французское кафе, в которое из вечера в вечер приходят жители ближайших кварталов. Собираются, чтобы отдохнуть, потанцевать, выпить стаканчик или бокал.
Обычная жизнь с ее обычными «страстями и драмами». Перед нами проходят знаковые исторические периоды, маркеры Франции определенного времени. Вторая мировая. Коллаборационисты Виши. Кто-то идёт в сопротивление, кто-то попадает в гетто. А тот, с кем обычно вечерами болтали за рюмочкой-другой, оказывается предателем…
Действующие персонажи одновременно и ординарные, и особенные, каждый из них проявляет свой характер. У каждого свои желания, свои мечты, которые видны в пластике, жестах и манерах.
В этом то и есть неповторимый французский, дух, шарм и ирония, и гротеск, если хотите.
Этторе Скола удалось дать срез Франции во временном промежутке с 1930-х по 1980-е годы.
Удивительно наложение исторической линии на бытовые эпизоды, обрамлённой мелодиями популярных хитов, жестами танцующих, их мимикой..
Соответственно выстроены и саундтреки. Музыка начала 30-х, довоенного Парижа, Парижа времен французского сопротивления и после войны. И далее ритмы свинга, твиста и бунтарско-разухабистый рок-н-ролл.
Режиссер не был обделен признанием. За свой фильм он получил Серебряного Медведя, престижную премию Французской Киноакадемии – Сезар в 3-х номинациях. И был номинирован на Оскар.
Фильм можно посмотреть здесь
Бал или здесь
Продолжение следует..
Статья 2 о другом фильме