Фильм 2. Жан-Жак Бенекс Дива (Diva)
Здравствуйте! Эта часть моего рассказа о том, какие фильмы по моему мнению наиболее ярко отражают дух Франции, посвящена картине "Дива". Снял ее французский режиссер Жан-Жак Бенекс в 1981 году.
Удивительный, необычный, очень стильный фильм одновременно обладающий неким особым французским шармом.
В фильме есть сцена, где один из героев (о сюжете и персонажах я расскажу ниже) объясняет своему молодому знакомому технику, нет, даже скорее философию(!) приготовления тартины.
- Тартина - это то, что у нас называется бутербродом. Но во французском варианте основа - это багет
Городич: Багет. Нож... не тонкий, но и не толстый... Мякоть... свежая, но не очень.., это целое искусство. Весь мир завидует нам, французам. Смотри. Мажешь. Кто-то клеит самолеты, кто-то играет ... .... А мое призвание такое - делать тартины.
Смотри. Наблюдай. Нет просто ножа, просто багета и масла.... лишь один жест... . Он повторяется. Единственное движение. Пространство. Жизнь.
Сюжет "Дивы" сплетается из нескольких линий. Молодой посыльный, Жюль (Фредерик Андре) безумно влюблен в оперную певицу Синтию Хокинс, она и есть Дива. Роль дивы исполняет Вильгельмения Фернандес, американка, оперное сопрано. Любит ее платонически, но не без фантазий.
Жюль боготворит Синтию. На ее концерте он тайком делает запись, что незаконно, к тому же Синтия никогда не выпускает записей. И тут же за этой пленкой начинает охотиться корейская мафия.
Кроме того Жюль крадет платье дивы. Однако судьба благосклонна к фанату, ему удается познакомится с Синтией. Они переживают счастливые и возвышенные моменты
Также Жюль при довольно двусмысленных обстоятельствах знакомится с вьетнамкой Альбой. Знакомство происходит тогда, когда Альба ворует виниловые диски в магазине у приятеля Жюля.
У Альбы есть друг, ее "бойфренд", Городич. Как можно судить по некоторым его высказываниям, он бывший легионер, или какой-то подобный опыт был в его прошлом. Он эстет, философ, ему присуще и отреченность и благородство. Роль исполняет Ришар Боренже, французский актер, певец, писатель.
А самое начало фильма запускает криминальный сюжет, в который умело вплетено все: мафия, коррупция, проституция, хорошие и плохие полицейские. И пара киллеров, в которых есть одновременно и что-то зловещие и что-то от клоунады (подозреваю, что есть отсылки к французскому фольклору)
Юмор французского разлива сопровождает всю кинокартину. Короткие эпизоды с персонажами второго плана превосходны и несколько "на грани".
Безумно красиво и стильно построен кадр.
Повседневные картинки Парижа
В фильме очень сочно подан антураж 80-х, это для нас с вами они в прошлом столетии. А тогда это новая эпоха: ролики, плееры, игровые автоматы.
Молодые люди не ощущают разницы между ночью и днем. Первые портативные технологии. В «Диве» это трансформируется в ощущение свободы. Ощущение жизни через ритм и скорость. Новомодные кассеты, мопеды, рекламные вывески.
Парижское метро - еще один действующий персонаж. Там разворачивается сцена погони на грани гротеска.
Ей предшествует забавный диалог полицейских-напарников.
И все завершается весьма комичной сценой.
Новые друзья Жюля благородно приходят ему на помощь в трудной ситуации. Делают это очень изобретательно.
И, опять-таки, стильно.
В фильме звучит прекрасная музыка. Это и классика, которую исполняет Синтия. И замечательная, очень нежная и романтическая тема "любовной истории". Композитор Владимир Косма.
Сценарий к фильму написан по одноименному роману Даниэля Одье. За несколько месяцев проката фильм получил довольно значимый успех у зрителей (свыше двух миллионов посещений) и получил 4 награды на церемонии Сезар.
В советских кинотеатрах в те годы он шел в черно-белом варианте. Но что более обидно- с купюрами и не очень качественно дублированный.
Я нашла полную цветную копию, с неплохим переводом здесь.
Если будете сами искать, обращайте внимание на длину, полная копия: 01.57.40, та что 01.40 - это с купюрами, где нет сцены с багетом.
Про фильм "Бал" можно прочитать мою статью тут
Как всегда рада вашим впечатлениям и комментариям.