Термин арт-терапии переводится как лечение с помощью искусства. Многие авторы (Ионов О.А., Копытин А.И) выделяют уникальные факторы воздействия арт-терапии в реабилитационно-коррекционной работе. Наиболее важными являются факторы художественной экспрессии, психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Фактор художественной экспрессии.
Художественная экспрессия - это выражение своих чувств, мыслей, настроения, переживаний по средством изобразительного творчества. Н.Роджерс, автор концепции экспрессивной человеко-центрированной психотерапии и дочь Карла Роджерса, писала, что „пробуждение творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического процесса. Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс» (Старовойтов А.В., 2016). В арт-терапии непосредственно задействуется образно-символическая уровни личности пациентов, использование художественных средств таких, как карандаши, гуашь, акварель в сочетании с вербальным взаимодействием с терапевтом, помогают активизировать и выразить внутренний мир индивида, интегрировать бессознательную и сознательную сторону психики пациента, снижая тем самым проявления дисфункциональных элементов и дезадаптивного поведения. Через творческий акт пациент выстраивает систему отношений как с самим собой, с глубинными процессами своей психики, так и с внешним миром.
С точки зрения психоаналитической теории искусство, творческий процесс выступают как форма бессознательной экспрессии, а продукт творческой деятельности как результат внутренних противоречий, импульсов, подавленных желаний. В этой точки зрения арт-терапевтический эффект диалектичен, пациент проживает и преодолевает различные негативные эмоции, страхи, чувства одиночества, радости, обретения вдохновения. По средством катарсиса в процессе изобразительного творчества происходит „очищение“, снятие напряжения, а сублемация помогает трансформировать бессознательные побуждения в принимаемые обществом художественные действия (Старовойтов А.В., 2016). Художественная экспрессия дает возможность пациенту снять внутренние ограничения, самораскрыться и выразить свой внутренний мир. Взаимодействие с арт-терапевтом помогает пациентам с личностными расстройствами получить эмоциональную поддержку, понять и осознать свои личностные границы.
Фактор психотерапевтических отношений.
Фактор терапевтических отношений понимается прежде всего как создание арт-терапевтом благоприятной, безопасной атмосферы взаимодействия, где пациент чувствует себя комфортно, безоценочно, свободным для выражения своего внутреннего мира. Используя вербальные и невербальные средства коммуникации арт-терапевт регулирует и структурирует деятельность пациента, направляя его в нужное, продуктивное русло, постепенно формирует у него систему нового поведения, активируя потенциал индивида. В процессе творческого деятельности происходит взаимообмен эмоциями, чувствами, идеями, посредством искусства выстраивается диалог между пациентом и сначала арт-терапевтом, а потом и остальным окружением человека.
На психотерапевтические отношения оказывают влияние психологическая концепция, которой придерживается арт-терапевт, директивный или экспрессивный подход, используемые им в работе, установки пациента, его личностные особенности, прошлый опыт, возраст, профессия и образование, продолжительность расстройства личности, наличие опыта конструктивной коммуникации, специфика заболевания пациента. На первых этапах коррекции арт-терапевту приходится преодолевать сопротивление пациента и устанавливать доверительные отношения необходимые для достижения положительного результата коррекционно-реабилитационной терапии.
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Хотя арт-терапия считается невербальным методом коррекции, но в ней велика роль вербальной коммуникации. Перед началом работы может происходить выбор темы для изобразительной деятельности и ее обсуждение. Пациентам могут быть предложены такие темы „Настоящее“, „ Смысл жизни“, „Жизнь и смерт“, „Добро и зло“ и другие. В процессе и по завершении рисования терапевтом может быть предложена интерпретация работы, хотя с пациентами, у которых есть нарушения мышления, снижение активности в связи с заболеванием, недостаточность коммуникативных навыков, могут возникнуть сложности. Терапевт может описывать свои чувствам и ассоциации, переживаемые им и возникающие в ходе работы, таким образом подбадривая пациента и мотивируя ее на вербальную активность. Данный прием также способствует укреплению отношений между пациентов и терапевтом.
Для активации вербальной обратной связи возможно предложить пациенту составить художественный рассказ по результатам своего творчества, описать истории изображенного или свои ассоциации, которые возникли. Такое задание как придумать название рисунку часто выбирается пациентами интуитивно и служит основой для создания последующего диалога с арт-терапевтом. Пояснение и вербализация изображенного помогает пациенту осознать свои глубокие переживания, принять переживаемые чувства и эмоции, сформулировать желания и потребности.
Таким образом, арт-терапия позволяет повысить уровень вербальной активности у детей, подростков, клиентов средних лет, а также у пациентов зрелого возраста с личностными расстройствами.
Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru