Битва — не война, стометровка — не марафон!
Финиш спринта — не финал, наш сигнал не заглушит фон!
Мы идём, как мы хотим вопреки всему напролом
По извилистому пути из подвала на стадион!
Припев из песни («Марафон») Ивана Алексеева, которого ты, как и я, скорее знаешь под псевдонимом Noize MC. Совокупное творчества Ивана и его коллектива оказалось весьма долгоиграющей пластинкой. Творческий путь Иван начал еще с самого детства, пришедшегося на конец 90-ых годов. И с этого момента, и до сего дня, его популярность никуда не исчезает.
Честно тебе сказать, никогда не задавался вопросом, в чем секрет этой популярности, потому что ответы были очевидными и само собой разумеющимися: интересная самобытная музыка на стыке панка и хип-хопа, тексты разной сложности, наличие собственного поэтического слога, отличное умение импровизировать, положительные личные качества (и далее, далее, далее...). Все эти характеристики приходят интуитивно, простыми ощущениями – слушаешь, получаешь неподдельное удовольствие.
Думаю, что тебе, или кому-то еще, он может не прийтись по душе, но предлагаю посмотреть подробнее, чем же он нравится своим поклонникам (включая меня). И, не смотря на мою любовь к музыке, говорить мы будем о текстах и смыслах, в красоте и сложности которых мне разобраться проще, чем в оттенках мелодий и их объективной красоте.
Кто любит музыку, тот любит добрый голос
А в данном случае вся музыка в словах
(Отрывок текста песни группы Химера – «Поэма влюбленных цистерн»)
Этот отрывок из песни неразрывно слипся в моей голове со всем, что связано с российской музыкой. Начиная с раннего русского рока и продолжая отечественными современными исполнителями разных жанров, меня, в первую очередь, привлекают тексты. И, как показывает окружение, я такой не один. Именно текст делает песню с простой музыкальной составляющей глубоким произведением искусства.
Почему я думаю, что тексты «Нойза» особенные? Меня впечатлило рассуждение одного медийного деятеля, который разбирал первый куплет песни «Выдыхай» с точки зрения средств выразительности.
«Затянись мною в последний раз, ткни меня мордой в стекло,Дави меня, туши мою страсть, буду дымить назло.
Боль на фильтре грязным бурым пятном, все, что мне от тебя останется.
Урна мой будущий дом и врядли мне там понравиться.
Серым пеплом осыпятся вниз те мечты, что не сбудутся никогда.
Меня врядли раскурят на бис, шанс если и есть, то один из ста.
Тебе травиться никотином моим, тебе кашлять моими смолами.
Выдыхай скорей мой последний дым и закрывай окно, а-то холодно.
Вот куплет, в котором, как видишь, используется множество метафор (фактически в каждой строчке), но все они, являются одной сверх-метафорой (над-метафорой, over-метафорой, надеюсь поняли друг друга), сравнивающей отношения влюбленных с отношениями курильщицы с сигаретой. В простых рифмах, и не менее простых метафорах, скрывается длинное и изящное сравнение, которое звучит так органично, что даже при многократном прослушивании и исполнении, я его не замечал. Конечно, я понимал эти сравнения, но ускользала мысль о том, что это одна целостная и изящная сверх-метафора.Эта песня до сих пор является одной из самых популярных у исполнителя, и я думаю именно благодаря простому и красивому протяженному скрытому сравнению.
Восприняв эту идею, я решил приглядеться ко всему творчеству Ивана, и меня ждало удивительное открытие. Использование сверх-метафоры, то есть системы скрытых сравнений, объединенных общей темой, является одним из основных приемов автора, и присутствует в большинстве треков. И, сдается мне, это - НЕ случайность.
Мое море.
Моё море, прошу тебя, не выплюни меня на берегВо время очередной бури твоих истерик
Я так давно тебя искал по грязным пресным руслам
Зубами сети рвал, напрягая каждый мускул
И я готов сожрать пуды твоей горчащей соли
За то лишь, что ты здесь остаться мне позволишь
За то, что дашь и дальше мне дышать своею влагой
Кроме этого блага мне больше ничего не надо
Это правда, я за воду, жадно набранную в жабры
Подарю тебе всего себя, только не нужно, ладно
Выбрасывать меня волной на берега изгибы
И оставлять там подыхать, как ту, другую рыбу
Привожу здесь первый куплет, но, если доверия твоего я еще не заслужил, можешь прочесть или прослушать полный текст. Видишь? Тот же самый прием. В каждой строчке заключается метафора, связанная с отношением моря и рыбы, что олицетворяет отношения мужчины и женщины (во всяком случае для автора, Иван гетеросексуальный мужчина, но думаю его эстетика вполне универсальна). Текст песни воспринимается легко потому, что начиная с первых строк, автор настраивает тебя на тему метафор, не заставляя каждый раз понимать новое сравнение. Также, помимо сверх-метафоры, хочу подчеркнуть, что и тема, о которой говорится, не изменяется. Это лирическая композиция об отношениях, от начала и до конца.
Сама метафора отношений кажется простой, но на сколько она изящно исполнена в сравнительно недавнем треке «Вояджер-1»
Столько лет прошло, холод жжёт в груди
Эй, Земля, алло, я — Вояджер-1, выходи на связь, срочно выходи
Наскитался всласть по Млечному Пути
Да так и не сумел себе найти другой ориентир
До тебя теперь миллиарды вёрст, и сверхновых нет
Среди старых звёзд, все — как секонд-хенд
А мне надо first, я — незваный гость, изучаю здесь
Внеземную жизнь через линзы слёз, и звучит как месть...
И снова, только первый куплет, но в нем мы видим все то же самое, что и в первом случае. Сверх-метафора отношений. Земля и космический зонд олицетворяют влюбленных, и именно от лица зонда (лирического героя) и идет повествование. Замечу, что смыслы во всех приведенных песнях не идентичны. Иван умудряется взрослеть и говорить об отношениях по-разному, но одним и тем же приемом.
Так, тебе не кажется, что его прием применяется только для анализа отношений? Мне вначале так показалось. Опираясь не на память, а на дискографию группы Noize MC я понял, что действительно, многие «монометафоричные» песни в посвящались именно отношениям. Помимо упомянутых выше (Выдыхай и Мое море) можно вспомнить «Ctrl+alt+del», своеобразный агрессивный «Жирный черный пробел», возможно что-то еще из раннего творчества в "сайд" проектах.
И вот, настает 2014 год и выходит альбом «Hard Reboot» (впоследствии даже получивший пару расширенных переизданий).
На нем встречаем новую для творчества сверх-метафору, а именно: сравнение самоубийцы с падающим астероидом (название песни – «Сгораю»). В отличии от простых, но остающихся без объяснения сверх-метафор, композиции с этого альбома в своем же тексте выкладывают все карты на стол. Чтобы продемонстрировать это тебе, придется поделится больше чем куплетом.
На небе пожар, и я совершаю прыжок со своего этажа.Последний шаг, внизу батуты не лежат, а жаль.
Там только люди малюсенькие мельтешат,
От страха дрожа и не соображая куда бежать.
Тонны пропитанных холодным потом ночных пижам
Липнут к телам разбуженных горожан,
По стеклам небоскребов вниз ползет огромный шар.
Такого в своих окнах город не отражал.
Еще никогда, никому,
Не доводилось видеть метеоры близко так.
Провода натянув, город ловит меня в сети,
Последний шаг…
В первом куплете все начинается не с метафоры, а с вполне буквального заявления. Затем, повествование переходит в плоскость метафоры, а главный герой становится метеоритом. Замечу, что той же формулы придерживается и второй куплет.
Лучший друг камикадзе — гравитация.
Облака пока, не смогу остаться.
Вот вам от меня на память раскаленная субстанция,
Полюбуйтесь, как она будет охлаждаться.
Оседая на крыши, асфальт и одежду,
Между небом и землей заполняя бреши,
Раскрашивая скучный урбан цветами здешними,
С душным смогом перемешиваясь неспешно.
Красоты неземной не в то время, не в том месте
Взойдет заря.
Опасности никакой,
Вот и все, ты боялся зря.
Первая строчка упоминает образ самоубийцы – камикадзе, а далее повествование вновь строится скрытыми сравнениями. Венчает все припев, в котором все метафорично.
И я сгораю, входя в плотные слои атмосферы,Давая людям ощущение свободы.
Ничего не производят заводы, все смотрят на небо,
Где я сгораю, в тона причудливые крася воздух,
Своим сиянием затмевая звезды,
Горю, исчезая.
Привычная формула метафоры отношений уже нарушена, но все еще присутствует олицетворения себя (или своего лирического героя) и чего бы то ни было. А вот следующий монометафоричный трек уже интереснее.
Это композиция «Снайпер» с того же альбома. Посмотри на первый куплет и припев.
Ему не видно нихрена
В прицеле нет живых существ
Он палит тупо в темноту
С воплями «Сдохните, суки»
Кто чей там сын, где чья жена
И есть ли там они вообще
Если уж «по чесноку»
Совсем неизвестно науке
Зачем ему нужна война?
Куда весь мир вокруг исчез?
Что-то сто пудов нечисто тут
В крови по плечи давно уже руки:
Ему не видно нихрена
В прицеле нет живых существ
Он палит тупо в темноту
Раненых крики принимая за глюки
Прямо в яблоко — всегда
В мишень не целясь
Не мешает слепота
{припев}
Любовь длиною в жизнь
Размером с космос
Закрыла весь обзор, в какую сторону ни глянь:
Траншеи, блиндажи
Кровь, мясо, кости
Но никого из своих жертв слепому снайперу не жаль»
Не знаю, как тебе, но на мой взгляд более чем метафорично, да только о чем речь до конца непонятно. Давай посмотрим на второй куплет и концовку.
«Всё это — как ночной кошмар
Ему очнуться бы скорей
И одеяло — с глаз долой:
Накрыло по полной программе
На ухо шепчет вновь Иштар:
«Люби, убей, люби, убей»
И этот голос, как родной —
Он верит, как собственной маме
От дула валит адский жар
На трупы женщин и детей
Ложится труп очередной —
Давай, продолжай, новобранец
Используй свой бесценный дар
Люби, убей, люби, убей
Ты здесь единственный живой
Помни, тут некого ранить
В красной луже на полу
Военкомата
Окулист лежит в углу
{повтор припева, и далее концовка, после которой снова будет припев}
Иди на звук
Туда, куда зовут сирены
Слушай приказ:
Механический пёс — фас
Глотай блесну
Меси плавниками пену
Не видно слёз
Текущих из невидящих глаз
Не знаю, как именно ты понимаешь это текст, но на мой взгляд, это метафорическое повествование о слепой смерти/любви. При этом, смерть и любовь здесь выступают как один лирический герой. И, что важно, сверх-метафора в этот раз сложнее чем ассоциация романтических отношений с какими-либо объектами. Здесь из понимания слепоты любви и смерти, Эроса и Танатоса, выводится общий собирательный образ, который сравнивается с лирическим героем – снайпером, беспощадным солдатом, не осознающим себя. Метафора для раскрытия абстрактного концепта, с приданием ему понятных личностных качеств неизвестного солдата. Меня вдохновляет такой сложный и необычный образ, сочетающий прекраснейшее чувство с неотвратимой безысходностью.
Не обошелся альбом и без «классической» монометафоры отношений. Трек «220» начинается с припева:
Я верю, мы сможем её спасти
Давай двести двадцать
Пусть вылетят пробки на всех щитках
И в вены вернётся пульс
Я вижу, мы можем её спасти
Не надо бояться
Мы как раз вовремя, всё будет здорово
Я клянусь»
После которого идет первый куплет такого содержания:
«Состояние - крайне тяжёлое, синие губы, бледная кожа
И если прямо сейчас не помочь, не будет уже никакого «попозже»
Но случай не безнадёжен, и я знаю - мы сможем:
Она у нас так щас подскочит, что обратно уже не уложишь
Искусственное дыхание, адреналиновые инъекции -
Впустую пока все старания, с места никак не сдвинется сердце
Застряло грузовиком в шесть вечера в пробке на Волгоградке
И только марево красных огней, подперев горизонт, прожигает сетчатку...
Всё будет в порядке. И пусть для кого-то мы дурачки
Что игнорируют факты, как свет - её закатившиеся зрачки
Но я скажу тебе, что по-настоящему глупо: счесть её трупом
И сдаться, пульса так и не нащупав
Что хочу сразу отметить, так это отвлеченные сравнительные обороты в рамках общей врачебной метафоры. Кто же наша умирающая персона, за жизнь которой бьются врачи? В этот раз метафора не так очевидна, а потому Иван сам раскрывает все карты во втором куплете, после которого финальный рефрен припева приобретает более четкий и ясный смысл.
Такая вот смена с тобой сегодня у нас, Доброе утро:
Порезы на крупных сосудах
Бухло и таблетки в желудке
На шее - следы от верёвки, в лёгких - куча жидкости мутной
Над ней издевались так долго и жутко
Она была кроткой и чуткой
Терпения - как у Христа: сто пять с половиной из ста
Но даже этого не хватило, и кто-то однажды устал
И если она сегодня умрёт - только мы виноваты
Никчёмные, слабые люди, не по праву надевшие эти халаты
Поэтому - но пасаран
Матёрым не верь докторам
Не верь никому, кто не верит -
Они не секут нихера
В клочья одежду, чтоб не загорелась от силы тока такой
И мы спасём её - нашу с тобой
Большую Любовь
В «220» главный персонаж уже не отождествляется с Иваном или его возлюбленной – это их отношения и их любовь, а они выступают второстепенными врачами, что борются за нее. Из биографии умирающей мы делаем выводы о развитии отношений «врачей» и подмечаем характерные «причины тяжелого состояния больной». И как итог, Нойз честно и открыто раскрывает метафору, не желая оставаться в ее рамках. По сравнению с более ранними сверх-метафоричными песнями об отношениях, «220» изменяется и воплощает концепт с новыми нюансами, но все еще остается «метафорой длиной в песню».
В следующем номерном альбоме можно выделить трек «Эмпайер стейт». Первый куплет и припев:
Кому-то козёл и дурак
Кому-то покер и бридж
Кто-то любит преферанс
Кому-то по**р этот движ
Кто-то в мафии – мастак
Кому-то не везёт ни в чём
А я вот увлечён
тем, что строю дом из карт
Азарт бьёт ключом
С утра до вечера непременно со всех сторон я слышу
Пи**ёж про меченые стены и краплёную крышу
Мол, козыри мои из рукава, а туз порван
И вопрос, легально ли играть в эту игру – спорный
Претензий список непонятно взят откуда
Орут так, я перед каждым лично виноват как будто
Но я спокоен, когда меня костерят, как Будда
Я дальше строю, а они пусть по****ят покуда
Ни кирпичей, ни раствора, ни досок, ни гвоздей
Карта на карту, вот мой маленький Эмпайр-стейт
Так быть не может. У тебя там скрепки, скотч и клей
Дуй сильней, ты не один
Как много людей дуют на мой карточный дом
Задыхаясь от злости
Пару недель поддерживать жизнь под водой
Мог бы весь этот воздух
Я бы хотел, если честно, узнать
Ради чего столько ветра
Чем так задел всю эту дружную рать
Мой фокус безвредный?
И снова она, уже привычная Алексееву и нам с тобой, озорная и дерзкая мета-метафора, посвященная собственному творчеству и реакции на него окружающих. Смысл читается легко, никаких дополнительных пояснений нет. Иван часто обращается к анализу собственного творческого пути, что и не удивительно, учитывая творческую карьеру больше двух десятилетий, и специфичную среду рэп исполнителей, где огрызаться – просто добрая традиция.
Продолжая рефлексию на тему творчества, в 2020 году выходит сингл «Катацумури», с очередной сверх-метафорой творческого пути. Но на этот раз, Нойз обращается и к себе, и к своим настоящим и будущим коллегам по богатому и длинному творческому пути. Первый куплет:
Вход посторонним воспрещён
Запаролен и видеоконтролем оснащён
Белый кролик тут никогда не пробегал ещё
Иди-ка ты, Нео доморощенный, дома шелести своим плащом
Со всех ног вали обратно в свой забавный мирок
Эта матрица тебе не по зубам, ламерок
Секьюрити скрутит тебя в бараний рог
Лучше б ты для других дел свой редкий дар поберёг
Эй, ну-ка, стой, куда пошёл, тормози
Эй, за тобой гонится шобла верзил
С криком: «Мы тебя сотрём в порошок, паразит!»
Хорошо, Киану Ривз, хочешь роль – вывози
Беги строго вперёд по вертикали
Чтоб другим путеводной звездой твои пятки мелькали
Гори Меркурием, сжигая тьму в своём накале
Ты только в самом начале, ты только в самом начале
Привожу только первый куплет, так как припев все же посвящен другой метафоре (про улиточку) на творческий путь, как и второй куплет, хотя идеей они схожи. Там также показан творец и его творческий путь, но метафора уже иная. И пусть эта песня не монометафорична, прием сверх-метафоры размером в куплет все равно сохраняется. Метафора, сравнивающая главного героя Матрицы (избранного Нео) с творцом, обыгрывает саму идею фильма Матрица, что избранный – это тот, кто решает взять на себя эту роль. Цитата Пифии (из оного фильма) на это счет:
Быть избранным - все равно, что влюбиться. Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один. Чувствуешь это всей кожей.
Не смотря на все примеры, это далеко не весь список песен, где Нойз использует прием сверх-метафоры. За скобками остались «Гвозди», «Порвав поводок», «Зубы мудрости», «В неожиданном ракурсе» (вышедшая в рамках 17-ого независимого онлайн батла, где и в других треках Ивана сверх-метафор достаточно) и некоторые другие. Почему я решил так подробно остановится на таком подходе к поэзии для песен? Этот принцип, мне кажется, позволяет автору решить сразу несколько взаимосвязанных целей. Создается цельный художественный образ, образующий определенный внутренний контекст. В его рамках доносется необходимый смысл, который воспринимается легче, ввиду единства формы выражения. Каждая такая песня становится своего рода историей, имеющей одну тему.
На слух этот прием звучит замечательно, легко, непринужденно, органично, но для написания специфичен и сложен. Необходимо придумать и зарифмовать множество отдельных метафор в пределах одной темы, без жертв со стороны смысла и содержания. Пожалуй, сравнить такой подход к написанию песен я могу с концептуализацией текстов у некоторых исполнителей (Пирокинезис, Киш, Sabaton и множество других), когда в рамках текста раскрывается одна заданная тема или последовательная история. Но, все же когда тема произвольна, и все равно цельно-метафорична – это совершенно иной принцип.
Знаешь, я все это рассказывал к тому, что и в поэзии, и в прозе было бы здорово попробовать этот прием. Описывая нечто, нагружать текст изысками, но при этом создавать для этого определенные рамки, чтобы воспринимать было легко, и итоговое творение не страдало от шальной эклектики.
Осознанно ли сам Нойз использует этот прием? Может быть, все, что я писал лишь попытка найти системность там, где ее нет. А вот смотри.
В песне «Выдыхай» второй куплет, который был в студийной версии, представляет из себя еще одну цельную сверх-метафору, показывающую отношения через элементарное действие, которое на поверку оказывается непростым:
Наша лестница в небо оказалась расшатанной стремянкой,Годной лишь на то, чтобы достать с антресоли банку.
Но я готов был и по ней карабкаться к облакам
Назло запретам и закрытым изнутри замкам.
Порой казалось - цель близка, скоро доползу.
я с собой тебя звал, но ты оставалась внизу,
Поднимала глаза, просила вернуться назад,
А я не слезал, все твердил тебе про небеса.
Думал, что сам могу решать за двоих людей,
Думал, что нам станет лучше от моих идей.
И цепляясь за надежду как за одежду репей,
Становился дальше от тебя еще на ступень.
Но лестница в небо оказалась расшатанной стремянкой,
Годной лишь на то, чтобы достать с антресоли банку.
Возьму подмышку, отнесу в кладовку- пусть пылится.
Прости за все и, ради бога, перестань мне сниться.
Но знаешь ли ты, что в песне задумывался и промежуточный куплет, который дополняет смысл произведения? Прочесть его можешь здесь (он грубоват, поэтому не хочу оставлять его цитатой). Видишь? Смотри как он отличается. В нем нет сверх-метафоры, и Алексеев намеренно убирает его из релизной версии. Он выражал его задумку и эмоции, но выбивался из общей идеи целостного произведения, а потому был откинут. В дальнейших треках, лишние куплеты уже не встречались.
Мне нравится творчество Ивана Алексеева двумя простыми качествами, изобретательностью и простотой. Постараюсь у него подхватить хотя бы один прием, чтобы развить эти качества и в себе. Если ты тоже что-нибудь пишешь, то надеюсь тоже расширишь свой арсенал.