И снова - зима! Но весна уже берет своё.
Утром 9 мая экспедиционные экипажи разъезжались в разных направлениях. Экипаж Логана пополнился третьим участником и отправился прямиком в Москву. Командор и штурман экспедиции сели в свои авто и отправились на базу через Лодейное Поле - Подпорожье - Вытегру - Пудож. Четвертый экипаж решил отправиться позже в сторону Москвы и поискать приключений на той же дороге Лодейное Поле - Вытегра. И приключения нашли их - на первом повороте на Вознесенье машина ушла в кювет. Забегая вперед скажем, что все окончилось благополучно. Потери были понесены только материальные. А несколькими часами раньше командор и штурман остановились на этом же повороте и приняли решение не ехать по прямой по грейдеру, а проехать каким-никаким, а всё же асфальтом из Ленинградской в Вологодскую область.
И уже там началось... Сначала приехали к памятному знаку "Здесь, в 1941-м, был остановлен враг". Проехав немного по дороге в сторону Вытегры стали понимать, что нынче здесь может быть остановлен любой, стремящийся попасть в Вытегру. И не надо никаких войск и минных заграждений. Дорога сама найдет слабое место. Окатываемые мутной водой из луж, поливаемые сверху северным дождиком, командорская и штурманская машины ползли по дороге... Нет, скорее по направлению, то проваливаясь в ямы, то уезжая на встречную обочину от распаханной напрочь своей полосы. Редкие встречные и попутные седаны ползли ещё медленнее, и зачастую их было весьма сложно обогнать на узкой полосе, по которой ещё оставлась возможность двигаться вперед.
Где-то в районе Мегры
пошел битый асфальт, но хотя бы уже без луж и "пахоты". А потом и вовсе - одиннадцатикилометровый участок хайвея, построенный перед последним кризисом. Ни одного населенного пункта вблизи этой дороги - только указатели. А потом снова - уделанный грейдер и Палтога, где стоит обезглавленная ураганом несколько лет назад деревянная церковь.
Вроде бы укрепленная теперь, но работ по восстановлению не видно. До Вытегры организаторы добрались с отставанием в несколько часов от запланированного графика.
Дальнейшая дорога до Пудожа показалась сущим автобаном
после Вытегорского тракта. А вот от поворота на дорожку, ведущую к базе, начались приключения. Сюда шестого мая вновь вернулась зима. И снега в тот день выпало куда больше, чем на Первомай. Теперь он медленно и тяжело таял, потихоньку сползая водой в черные колеи лесной дороги. Впереди ехал командорский 4Runner, за ним - штурманская Нива. И когда вдруг командорская машина резко остановилась, то показалось, что дальше пути нет. Но на самом деле препятствие оказалось временным - дорогу командору перегородил... токующий глухарь. Распустив хвост и приняв грозный вид, он наступал на машину, видя в ней соперника.
Командор, сделав несколько фотографий, потихоньку тронулся вперед. И глухарю, хоть и нехотя, но пришлось уступить дорогу. Тяжело махая крыльями он взлетел и, набирая высоту, скрылся среди деревьев. А маленькая колонна вскоре подъехала к последнему препятствию - горке, на которую надо было заехать. Кто-то пытался сделать это ранее - склон был изрезан следами, доходившими только до середины подъема.
И командор решился. Штурман, стоя поодаль наблюдал за всеми перипетиями этого преодоления, забыв, к сожалению, вытащить фотоаппарат. Командорский 4Runner отправился вначале вдоль склона, пропахивая колеи в раскисшем снегу и швыряясь грязью во все стороны. Машину мотало из стороны в сторону, и чем больше старался командор направить машину вверх по склону, тем неумолимее сносило её вниз, к небольшому болотцу, укрытому толстым слоем снега. Рывок вперед - грязь во все стороны - сползание вниз, несмотря на крутящиеся колеса - остановка. И всё ближе болото. Так повторилось несколько раз. И, наконец, последний отчаянный рывок - "быть иль не быть". Показалось, что вот теперь уже всё и, по пословице, придется пи шагать за трактором. Но заскользившая было вниз машина зацепилась за грунт и выскочила на подъем, оставив за собой распаханный вдоль и поперек склон. Штурман благоразумно предпочел тащить свое барахло на себе лишний километр и не стал пытаться повторить подвиг командора, оставив машину на прогале возле горки.
А потом были несколько дней отдыха - с баней, рыбалкой и копченой рыбкой.
Умудрились поймать даже рака. И неясно, кто больше был удивлен этому факту - штурман, никак не ожидавший такого или рак, который настолько очумел, что даже не хотел уходить в свою родную стихию.
А ещё встретился в озере крокодил. Правда, он ловко прикинулся суковатым бревном, и его решили не тревожить.
А снег потихоньку таял в эти дни, и дальние ручьи шумели, нарушая первозданную тишину места. Но все хорошее имеет неприятную тенденцию заканчиваться. И командору со штурманом пришла пора возвращаться домой. Обратный путь по лесной дорожке был проще, не страшен был и кусок грейдера перед Пудожем,
и тем же днем организаторы вернулись в столицу.
Экспедиция "Большая вода 2014" окончательно завершилась!