Найти тему

Немного об индивидуальном подходе и мотивации, или Особые условия для особенного ученика

Сева пришёл ко мне впервые лет пять назад.

- Севушка - особенный мальчик! Он делает только то, что он хочет, - сказала тогда его мама. И пояснила: - Севушка интересуется немецким языком, но не его изучением, поэтому постройте свой урок так, чтобы ему было интересно.

"Вот это задачка! Не с одной, а сразу с тремя звёздочками", - подумала тогда я. Но согласилась. Захотелось попробовать "обратить Севушку в свою веру", как говорится: то есть вызвать интерес к изучению немецкого языка.

Итак, Сева приходил ко мне на занятия дважды в неделю. Он оказался мальчиком, имеющим хорошее здоровье, поэтому болел Сева редко. Иногда он приходил на занятия с небольшим насморком, но это были мелочи жизни. На наших с Севой занятиях я должна была повышать его "мотивацию к изучению немецкого языка", то есть по факту просто развлекать. И мне готовы были платить чисто за развлечение, именуемое красивым словом "мотивация". И надо сказать, что такой расклад событий устраивал всех, кроме меня. Поэтому я начала хитрить.

Как же проходили наши занятия? Сначала я просто показывала видео на немецком языке (с субтитрами, конечно), и мы вместе разбирали, что в этом видео показывалось. По большому счёту все переводила я сама. Видеофильмы были интересными и познавательными. Они отражали культуру и традиции Германии, поведение людей в повседневной жизни. Лексика была разной. Иногда видео были очень лёгкими, а иногда посложнее. И мне, как учителю, хотелось, чтобы эти видео были не только интересными, но и чему-то Севу учили. Например, обогащали его словарный запас.

Итак, я стала выписывать самые основные слова и выражения (с переводом, конечно) и просила Севу записывать их в словарь. Сразу выяснилось, что словаря у Севы нет. Я попросила Севину маму купить сыну словарь для записи иностранных слов или полуобщую тетрадь. Мама сказала "хорошо". И... ничего не купила. Или купила, но Сева ничего не приносил на наши занятия.

Сначала я давала Севе листики. Но учителя знают, что листики, на которых что-то записывается в течение урока, имеют свойство теряться. В 99,9% случаев. А я ведь, глупая, надеялась, что Сева, впечатленный языком Гете и мечтающий посетить Германию, будет учить эти слова и выражения.

Ага, щас!...

- Слова? Нет, не выучил. Я листик потерял, - говорил недовольный Сева. - Давайте лучше видео посмотрим.

Я предлагала Севе учить слова хотя бы в течение пяти минут в течение урока. И даже делала попытки внедрять эти слова в живую речь. Но все попытки так и остались попытками.

- Мне это неинтересно. И не нужно, - говорил недовольный Сева.

Я пробовала говорить на этот счёт с Севиной мамой, на что она ответила:

- Севушка не будет делать то, что не хочет или что ему неинтересно. Не заставляйте его. Иначе он утратит всякую мотивацию к изучению языка. А знает он его очень хорошо, уж поверьте мне! Вы знаете, что наша школа сотрудничает с одной немецкой школой в городе N.? И Севушка туда обязательно поедет. Возможно, это случится даже в следующем году. Или через год. Ну, или в самое ближайшее время.

Я что-то такое слышала краем уха про Севушкину школу, когда после четвёртого курса проходила там очередную педпрактику.

Но, знаете, это был тот случай, когда проверить Севины знания никак не представлялось возможным. Как только я интересовалась чем-то, что могло помочь мне определить Севин уровень владения языком, он делал недовольное лицо и говорил:

- Мне это неинтересно. И не нужно. Я хорошо знаю немецкий. Давайте лучше что-нибудь посмотрим.

- Может, почитаем книгу на немецком, - предложила однажды я. - И разложила перед Севой все свои запасы детской литературы на немецком языке.

- Я не люблю читать, - парировал Сева. - Мне некогда: хор, гитара, спортивные тренировки и ещё с друзьями надо успеть погулять. Друзья - это важно.

По поводу друзей я спорить не стала: Севе на тот момент было одиннадцать. Подростковый возраст и друзья - это, можно сказать, одно целое.

Про хор я тоже знала. Сева великолепно пел, за что его в числе лучших приглашали в составе хора выступать не только по республике, но и за её пределами. Хор по традиции занимал исключительно первые места во всех конкурсах и был неотъемлемой частью всех государственных праздников в нашей стране. А Сева не только пел, но ещё и играл. И даже пел а капелла. В составе хора. Талант! Нет, не так - талантище!

Я поверила в то, что Сева талантлив и в изучении иностранных языков. На слово.

Однажды я положила перед Севой учебник Паремской и сказала:

- Сева - это один из лучших учебников по немецкому языку, можешь мне поверить, поэтому такого талантливого ученика я буду учить только по этому учебнику.

- Хорошо, - согласился вдруг Сева.

Я ушам своим не поверила. Я...победила! "Долой просмотр видео без тренировки лексики! Теперь начнётся настоящее изучение языка!" - ликовала моя душа. "Ты уверена, что Сева будет изучать таблицу неправильных глаголов и читать истории на немецком?" - робко вопрошал разум. "Не попробуем - не узнаем," - ответила я им обоим. И пошла пробовать.

Мы начали делать "скучные" упражнения на тренировку грамматики и выписывать незнакомы слова в тонкую тетрадь в линеечку, которую я принесла из запасов моей дочери. В первый раз в жизни Сева был воодушевлён: он прикоснулся к "святыне" немецкого языка - легендарному учебнику Паремской. Грамматика была несложной, слова преимущественно тоже. И Сева прекрасно придумывал свои предложения по изученной теме.

Я рассыпалась в похвале, дабы не убить эту тонкую субстанцию, называемую "мотивацией". Нет, Сева и правда хорошо справлялся. И похвала была полностью обоснована. Первую половину урока мы что-то изучали, а потом смотрели видео. Куда ж без него!

Время на изучение языка увеличивалось, время на просмотр видео уменьшалось. Сева делал успехи. Мама Севы была в восторге. А я то как радовалась!

Но вот мы плавно перешли к неправильным глаголам. Есть такие в немецком языке. Называются эти глаголы "сильными". А правильные, соответственно, "слабыми". Так вот, надо было выучивать на каждый урок по десять таких: первую и третью форму. И вспомогательный глагол. В немецком языке их два. Начали мы с лёгких глаголов, конечно. Поэтому Сева сиял, как медный таз, показывая свои знания по немецкому языку. А потом пришло время изучать и новые глаголы. Ну, как, новые? Их тоже проходили по программе пятого класса. Я ничего не выдумала, а взяла эти глаголы из школьного учебника Севы. Но дело было в том, что это было второе полугодие, а глаголы эти были напечатаны в первой части учебника. Первой части учебника у Севы не было. Я скачала книгу на ноутбук и предложила Севе их переписывать по десять за один раз. Не вопрос. Сева всё переписал. И мы, как водится, потренировали их для порядка в речи. А потом, как можно предположить, посмотрели видео о...Швейцарии. Я уже не знала, что ещё показывать о Германии, и мы перешли на другую страну. В качестве домашнего задания Сева получил выучить десять сильных глаголов.

На следующий урок я спрашиваю у Севы домашнее задание. И вы знаете, что он мне ответил?

- Я не выучил.

Хотите узнать причину, почему не выучил? Не смог разобрать свои записи! Гениально, правда?

В общем, до конца учебного года мы изучали всё исключительно на слух.

Надо сказать, что наши занятия оплачивала исключительно мама Севы. Лично. Иногда немного наперёд. Так вот, приносит она однажды оплату за два занятия сразу: за то, что прошло, и за следующее. Но на следующее занятие Сева уже не пришёл. Ушёл, как говорится, по-английски, не прощаясь.

Но что, самое интересное, что и вернулся он потом также неожиданно, как исчез. Кто ещё не догадался о ком идёт речь или читает меня впервые, может почитать продолжение этой истории здесь.

P. S. А свой приквел я завершу следующим.

10.00 утра, суббота. Сева звонит мне и говорит:

- А можно позаниматься через час? Я в 14.00 не хочу заниматься. Я хочу с друзьями после обеда погулять.

- Нет, Сева, - говорю ему я. Этот день и время предложил для занятий ты сам. Так как до обеда в субботу у тебя хор и спортивная секция, а сейчас я не могу - у меня другие планы.

А как же особые условия для особенного ученика, спросите вы? Так каждый ученик у меня особенный. Без исключения. И я создаю для каждого своего ученика особые, подходящие только для него условия для совместной работы. Это и называется индивидуальный подход. Но эти условия никоим образом не должны нарушать мои личные границы и планы, даже если это касается такого талантливого ученика как Сева.

Согласны с такой расстановкой акцентов, друзья?

Коллеги, применяете индивидуальный подход на ваших занятиях? Доводилось вам обучать талантливых учеников?

Ещё история об одном наком ученике:

Талантливый ученик. История первая

#индивидуальный подход на уроке

#мотивация

#репетитор

#учитель и ученик

#талантливый ребёнок
#условия обучения

#изучение иностранных языков

#немецкий язык