В процессе недавней реставрации со здания Киевского вокзала сняли 16 слоев штукатурки, и все увидели благородную простоту гранита. Но началась пандемия и любоваться было некогда. Зато теперь, когда никто никуда не спешит, можно спокойно посмотреть как изменился вокзал снаружи и изнутри.
Построен он был давно, в конце 19 века, на окраине Москвы, вскладчину рисковыми купцами из Общества Московско-Воронежской железной дороги, которые стали строить железную дорогу сначала в Курск. Построили склады, деревянный сарай-вокзал, рельсы укладывали по американским стандартам в 5 футов, потому что многие российские инженеры обучались в США.
Все было такое непрезентабельное, что русский император, проезжающий в 1910 году мимо, под страхом огромных штрафов приказал купцам скинуться и к 100 летию разгрома Наполеона поставить новый вокзал. Денег из казны добавил. Пристыдил.
Ну, в срок не уложились. Понятно, Первая мировая. Закончили перед революцией. Доделывали после. Получилось роскошно! Два входа. Справа ( с часовой башней) вход для пассажиров 1-2 классов. Украшен скульптурами богатства и славы. На башне- часы как на Спасской башне, работают до сих пор.
250 ступенек вверх. Но подъем комфортный. А наверху- орлы как на Бородинском поле. Обойти башню, чтобы увидеть всех орлов, не разрешили, это небезопасно и для людей и для башни.
Зал ожидания, ресторан, храм, место для оркестра ( как напоминание, что вокзал- это сокращение от вокального зала). Метлахская плитка на полу, которая до сих пор без царапинки.
Многочисленные арки в интерьере и орлы на часовой башне напоминают о победе над Наполеоном. Даже музыкальная колонна выглядит триумфальной.
Левое крыло вокзала- вход для пассажиров 3-4 классов. Встречают скульптуры рабочего и крестьянки (силы и плодородия). Зал украшен символами воинской доблести и патриотизма.
Интерьер строже, но есть краны с горячей и холодной водой, обнаруженные под штукатуркой во время ремонта..
Советские часы менять не стали, как и другую советскую символику. Панно русско-украинской дружбы оставили. И это хорошо смотрится и ощущается.
Средняя часть вокзала ( вся, сверху донизу) сразу планировалось как багажное отделение, организованное на самом современном уровне. Ничего не терялось. "Дама сдавала в багаж..."- это отсюда.
Но интерьеры прекрасны даже в таком утилитарном помещении. Окна на вокзале были из венецианского стекла ( к сожалению, не сохранились).
Пассажиры разных классов не могли даже случайно встретиться- и входы разные и выходы. Но так было по замыслу. После революции поезда на Донбасс и Киев ходили демократически.
Кстати, перрон тоже особенный. Светлый. Крытый. Спроектирован Шуховым по образцу лежащей Эйфелевой башни . Когда что-то пошло не так, комиссар с наганом пригрозил, что еще одна ошибка- и расстрел без суда и следствия. Шухов ответил- " Что ж, будем работать без ошибок". И сделал. Стекла потом заменили на глухие перекрытия.
Вокзал такой красивый, что с ним подружился испанский вокзал. И есть предложения сделать здесь музейно-выставочное пространство, как в Европе.
Ну, и напоследок. Пространство вокруг Киевского вокзала тоже интересная часть интересного маршрута. Необычные архитектурные решения. Фонтан Похищение Европы. Вход в метро, оформленный решетками, подаренными Францией.
Мне понравилось. Красиво. Интересно. Надеюсь, удобно и для пассажиров. Камеры хранения, зоны отдыха, туалеты, буфеты, переходы, табло и т.д.
Мне так понравилось, что при первом же удобном случае я записалась на экскурсию по трем жд вокзалам Москвы, и стала обращать более пристальное внимание на здания вокзалов, встречающихся мне на пути.
Спасибо всем, кто прочитал, подписался или среагировал.
Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала по новым правилам. А дорогим гостям канала не пропустить новые публикации...