Найти в Дзене
Пойдем, посмотрим!

Киевский вокзал. После реставрации.

В процессе недавней реставрации со здания Киевского вокзала сняли 16 слоев штукатурки, и все увидели благородную простоту гранита. Но началась пандемия и любоваться было некогда. Зато теперь, когда никто никуда не спешит, можно спокойно посмотреть как изменился вокзал снаружи и изнутри. Построен он был давно, в конце 19 века, на окраине Москвы, вскладчину рисковыми купцами из Общества Московско-Воронежской железной дороги, которые стали строить железную дорогу сначала в Курск. Построили склады, деревянный сарай-вокзал, рельсы укладывали по американским стандартам в 5 футов, потому что многие российские инженеры обучались в США. Все было такое непрезентабельное, что русский император, проезжающий в 1910 году мимо, под страхом огромных штрафов приказал купцам скинуться и к 100 летию разгрома Наполеона поставить новый вокзал. Денег из казны добавил. Пристыдил. Ну, в срок не уложились. Понятно, Первая мировая. Закончили перед революцией. Доделывали после. Получилось роскошно! Два входа.

В процессе недавней реставрации со здания Киевского вокзала сняли 16 слоев штукатурки, и все увидели благородную простоту гранита. Но началась пандемия и любоваться было некогда. Зато теперь, когда никто никуда не спешит, можно спокойно посмотреть как изменился вокзал снаружи и изнутри.

Построен он был давно, в конце 19 века, на окраине Москвы, вскладчину рисковыми купцами из Общества Московско-Воронежской железной дороги, которые стали строить железную дорогу сначала в Курск. Построили склады, деревянный сарай-вокзал, рельсы укладывали по американским стандартам в 5 футов, потому что многие российские инженеры обучались в США.

Все было такое непрезентабельное, что русский император, проезжающий в 1910 году мимо, под страхом огромных штрафов приказал купцам скинуться и к 100 летию разгрома Наполеона поставить новый вокзал. Денег из казны добавил. Пристыдил.

Киевский вокзал после реставрации. Фото автора.
Киевский вокзал после реставрации. Фото автора.

Ну, в срок не уложились. Понятно, Первая мировая. Закончили перед революцией. Доделывали после. Получилось роскошно! Два входа. Справа ( с часовой башней) вход для пассажиров 1-2 классов. Украшен скульптурами богатства и славы. На башне- часы как на Спасской башне, работают до сих пор.

Лестница на башню. Фото автора.
Лестница на башню. Фото автора.
Лестница на башню. Фото автора.
Лестница на башню. Фото автора.
Часовой механизм. Фото автора.
Часовой механизм. Фото автора.

250 ступенек вверх. Но подъем комфортный. А наверху- орлы как на Бородинском поле. Обойти башню, чтобы увидеть всех орлов, не разрешили, это небезопасно и для людей и для башни.

Один из орлов на башне. Фото автора.
Один из орлов на башне. Фото автора.
Вид с часовой башни. Фото автора.
Вид с часовой башни. Фото автора.

Зал ожидания, ресторан, храм, место для оркестра ( как напоминание, что вокзал- это сокращение от вокального зала). Метлахская плитка на полу, которая до сих пор без царапинки.

Многочисленные арки в интерьере и орлы на часовой башне напоминают о победе над Наполеоном. Даже музыкальная колонна выглядит триумфальной.

Переходы. Фото автора.
Переходы. Фото автора.

Зал ожидания. Фото автора.
Зал ожидания. Фото автора.
Место для оркестра. Фото автора.
Место для оркестра. Фото автора.
Напольная плитка как новая. Фото автора.
Напольная плитка как новая. Фото автора.

Левое крыло вокзала- вход для пассажиров 3-4 классов. Встречают скульптуры рабочего и крестьянки (силы и плодородия). Зал украшен символами воинской доблести и патриотизма.

Интерьер строже, но есть краны с горячей и холодной водой, обнаруженные под штукатуркой во время ремонта..

Советские часы менять не стали, как и другую советскую символику. Панно русско-украинской дружбы оставили. И это хорошо смотрится и ощущается.

Советские часы. Фото автора.
Советские часы. Фото автора.
Было спрятано под штукатуркой. Фото автора.
Было спрятано под штукатуркой. Фото автора.
Панно. Фото автора.
Панно. Фото автора.

Средняя часть вокзала ( вся, сверху донизу) сразу планировалось как багажное отделение, организованное на самом современном уровне. Ничего не терялось. "Дама сдавала в багаж..."- это отсюда.

Но интерьеры прекрасны даже в таком утилитарном помещении. Окна на вокзале были из венецианского стекла ( к сожалению, не сохранились).

Интерьеры Киевского. Фото автора.
Интерьеры Киевского. Фото автора.
Интерьеры Киевского. Фото автора.
Интерьеры Киевского. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.
Киевский вокзал. Фото автора.

Пассажиры разных классов не могли даже случайно встретиться- и входы разные и выходы. Но так было по замыслу. После революции поезда на Донбасс и Киев ходили демократически.

Кстати, перрон тоже особенный. Светлый. Крытый. Спроектирован Шуховым по образцу лежащей Эйфелевой башни . Когда что-то пошло не так, комиссар с наганом пригрозил, что еще одна ошибка- и расстрел без суда и следствия. Шухов ответил- " Что ж, будем работать без ошибок". И сделал. Стекла потом заменили на глухие перекрытия.

Лев на фасаде. Фото автора.
Лев на фасаде. Фото автора.

Шуховское перекрытие. Фото автора.
Шуховское перекрытие. Фото автора.

Заклепки оригинальные. Фото автора.
Заклепки оригинальные. Фото автора.

Вокзал такой красивый, что с ним подружился испанский вокзал. И есть предложения сделать здесь музейно-выставочное пространство, как в Европе.

Мемориальная табличка дружбы. Фото автора.
Мемориальная табличка дружбы. Фото автора.
Выставка на вокзале. Фото автора.
Выставка на вокзале. Фото автора.

Ну, и напоследок. Пространство вокруг Киевского вокзала тоже интересная часть интересного маршрута. Необычные архитектурные решения. Фонтан Похищение Европы. Вход в метро, оформленный решетками, подаренными Францией.

Переход. Фото автора.
Переход. Фото автора.

Французская решетка. Фото автора.
Французская решетка. Фото автора.

Мне понравилось. Красиво. Интересно. Надеюсь, удобно и для пассажиров. Камеры хранения, зоны отдыха, туалеты, буфеты, переходы, табло и т.д.

Мне так понравилось, что при первом же удобном случае я записалась на экскурсию по трем жд вокзалам Москвы, и стала обращать более пристальное внимание на здания вокзалов, встречающихся мне на пути.

Спасибо всем, кто прочитал, подписался или среагировал.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала по новым правилам. А дорогим гостям канала не пропустить новые публикации...