В творческой жизни режиссёра и сценариста Орсона Уэллса (Orson Welles) был очень сложный период, когда ему пришло предложение от боссов киностудии Universal исполнить роль второго плана в новом проекте под условным названием "Badge of Evil" (Знак зла).
На самом же деле “Печать зла” (Touch of Evil) во многом является учебником для создания современных детективов и боевиков. Но этот статус достался ему не просто так. "Печати зла" потребовалась пара десятилетий с момента съёмки и оценка со стороны европейских киноманов, чтобы подарить фильму ту репутацию, которой он заслуживает.
Сюжет
Фильм режиссёра Орсона Уэллса “Печать зла” – это мрачная, напряжённая история о расизме, борьбе за власть и превосходстве мужчин над женщинами поставлена по роману Роберта Эллисона Уэйда (Robert Allison Wade) и Х. Билла Миллера (H. Bill Miller) 1956 года, которые опубликовали свою работу под псевдонимом Уит Мастерсон (Whit Masterson).
***
Медовый месяц американки Сьюзан и мексиканского прокурора Мигеля Варгаса, который они проводят в США, в городке Лос Роблас на границе двух государств, нарушается очень неприятным образом. Ночью взрывается автомобиль могущественного предпринимателя Рудольфа “Руди” Линникера, в котором он ехал со своей любовницей – стриптизёршей Зитой. Варгас и Сьюзан были в момент взрыва на той же улице, где это произошло, и прокурор заинтересовался делом, потому что под подозрение попал мексиканский гражданин. Мало того, что Мигель активно стал искать следы к преступнику, так дополнительно вызвал своим вмешательством сильное недовольство матёрого капитана американской полиции Хэнка Куинлана, который стал подозревать Варгаса в сговоре с преступником. С того момента, как улица осветилась огнём от взрыва, Куинлан и Варгас словно помешались, пытаясь уничтожить друг друга.
Страницы утверждённого сценария от 5 февраля 1957 года с характеристиками основных действующих лиц:
Что стоит за кадром этого фильма
Будучи режиссёром и сценаристом “Печати зла”, Орсон Уэллс также исполнил в своём нуарном фильме роль главного злодея. Предположу, что в образе капитана полиции Хэнка Куинлана он “оплакивает” участь сценариста и режиссёра в более глобальном плане через образ неудачника-алкоголика, обиженного судьбой человека. Его Куинлан не раз сетует на то, что за тридцать лет службы только и заработал на жалкое ранчо, и это с учётом нечеловеческого труда, мощной интуиции, помогающей делать верные выводы, и бессонных ночей. Но и второй аспект его личности заключается в том, что Куинлан занимался подтасовкой улик, чтобы сажать в тюрьму тех, кто не должен там оказаться. Режиссёр на площадке тоже “подтасовывает улики”, он командует своей командой, что нужно делать, чтобы присяжные (зрители) приняли “правильное” решение.
Иронично, что образ Куинлана действительно отображает реальную историю с Уэллсом.
За десяток лет до “Печати зла” он не снял ни одного фильма в США – с 1948 по 1956 года он работал в Европе, руководя международными постановками, такими как "Отелло" (1952), бюджеты которых ему удавалось покрывать за счёт актёрских работ. Уэллс только что закончил сниматься в фильме Universal "Человек в тени" (1957, Man in the Shadow), в котором ему разрешили переписать многие сцены, и студия согласилась предложить ему ещё роль, но эта конкретная работа должна была ограничиться ролью второго плана в вышеупомянутом фильме "Badge of Evil", где главной звездой должен стать Чарлтон Хестон (Charlton Heston). Но дело в том, что Хестон согласился сняться в фильме, решив, что Орсон Уэллс будет его режиссёром. Когда он узнал, что режиссёра ещё не выбрали, он оказал давление на боссов Universal, чтобы они передали управление именно Уэллсу. Рекомендацию поддержал глава отдела постпродакшена Universal Эдвард Нимс (Edward Nims), который имел удовольствие сотрудничать с Уэллсом ещё в сороковых годах. Боссы Universal неохотно согласились, но предложили заплатить Уэллсу только за его актёрские услуги. Режиссёр, который затаил обиду на студийную систему и чувствовал себя намного сильнее, чем к нему относятся, что достаточно хорош, чтобы преуспеть в Голливуде, переступил через себя – в новом проекте он увидел возможность для громкого американского камбэка с новым проектом, способным уничтожить все прошлые недоразумения и отсутствие признания, вынудившие его продолжить свою карьеру режиссёра за границей.
По словам самого Уэллса, он провёл лучшее время в своей жизни, снимая фильм, который в итоге получил название "Touch of Evil": минимальное вмешательство студии, чрезвычайно талантливый и уважаемый актёрский состав, жаждущий работать с ним и удостоенный чести быть включённым в его вдохновляющий творческий процесс. Всё казалось идеальным, и Уэллс искренне верил, что вернулся в игру и останется там навсегда.
Большую роль в создании нуара "Печать зла" сыграл на тот момент штатный продюсер Universal Альберт Цугсмит (Albert Zugsmith), который не только поддержал Хестона в назначении Уэллса режиссёром, но и якобы помог ему спокойно творить без вмешательства студии. Уэллс избежал её влияния, сняв большую часть картины на натуре и ночью. К несчастью для Уэллса, когда отснятый материал отправился на постпродакшен, Цугсмит уже перешёл в MGM. И студия снова получила право вмешиваться, нарушив всё видение режиссёра уже на уровне монтажа.
Так, премьера принесла огромное разочарование, это было так называемое the bottom half of a double bill, то есть в кинотеатре крутили сразу два фильма, причём работу Орсона Уэллса поставили вторым номером (после другого нового фильма, вышедшего в тот же срок и тоже в жанре нуар – “Самка” Гарри Келлера (1958, The Female Animal – Harry Keller). Его мастерство было удачно продемонстрировано в самом начале фильма, в захватывающем дух непрерывном плане продолжительностью более трёх минут – и этот эпизод был испорчен в оригинальном релизе из-за того, что студия решила вставить в него отвлекающие титры и тему Генри Манчини (правда, в более поздних версиях, к счастью, эта ошибка была исправлена)*.
*В 1996 году мастер монтажа Уолтер Марч (Walter Murch) собрал весь доступный материал, включая инструкции Уэллса из 58-страничной служебной записки с пожеланиями, как должен выглядеть готовый фильм, проконсультировался с кинокритиком и исследователем Орсона Уэллса Джонатаном Розенбаумом (Jonathan Rosenbaum) и заново отредактировал последнюю версию "Печати зла", которая ближе всего соответствовала первоначальному видению Уэллса.
***
Но на тот момент Уэллс был потрясён, озлоблен, разочарован и не питал иллюзий как по поводу качества конечного продукта, так и по поводу своих будущих шансов утвердиться в качестве режиссёра-триумфатора в рамках студийной системы.
Не сумев добиться успеха в прокате, "Печать зла" был списан студией Universal как провал, определивший судьбу Уэллса в Америке, но сразу же нашедший свою аудиторию в Европе. Этот успех во многом связан с неожиданным появлением фильма на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году (1958 Brussels World Fair) без благословения студии: "Печать зла" не только был назван лучшим фильмом на конкурсе, но и Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard) и Франсуа Трюффо (François Truffaut), являвшиеся членами жюри, высоко оценили картину Уэллса.
Как Орсон Уэллс познакомился с оператором Расселом Метти
Режиссёр Питер Богданович признался в разговоре с Уэллсом, что смог оценить именно сюжет только раза с пятого после просмотра. Фильм довольно сложен и закручен, он в первую очередь поражает режиссурой и операторской работой опытного мастера камеры Рассела Метти. По мнению Богдановича, “Печать зла” помимо вышеуказанного восхищает пространственной хореографией и эффектными актёрскими работами.
Любопытно отметить, что отношения Метти с Уэллсом начались в несколько непростых отношениях. Произведя впечатление на RKO своей работой над фильмом "Воспитание крошки" (1938, Bringing Up Baby), Метти был нанят для печально известной пересъёмки фильма Уэллса "Великолепные Эмберсоны" (1942, The Magnificent Ambersons).
Орсон Уэллс работал над адаптацией одноимённого романа Бута Таркингтона (Booth Tarkington) 1918 года, за который писатель получил Пулитцеровскую премию. По окончании съёмок Уэллс отправился в Южную Америку, чтобы помочь правительству Соединённых Штатов укрепить свои отношения с этими странами, и в его отсутствие RKO наняла режиссёров Роберта Уайза (Robert Wise), Фреда Флека (Fred Fleck) и того самого Рассела Метти для создания дополнительных сцен для уже готовой уэллсовской адаптации. Узнав о таком шаге, Уэллс был естественно недоволен решением студии, но счёл работу Метти впечатляющей, чтобы подавить свою гордость и привлечь его к работе над своим фильмом "Чужестранец" (1946, The Stranger), а позже и "Печать зла".