Найти в Дзене
Народ Востока

Тетя Соня: «еврейская мама» чеченского танцора Махмуда Эсамбаева

Советский танцор Махмуд Эсамбаев, самый известный чеченец в СССР, пошел наперекор воле отца и, вопреки традициям своего народа, стал профессионально заниматься хореографией. Всю жизнь его поддерживала в этом только еврейская мачеха – классическая одесситка тетя Соня, которую он всегда называл мамой, а она его – Мойшей. Когда артист отправился в Среднюю Азию, куда Сталин сослал чеченцев, она без всяких сомнений последовала с ним.

Эсамбаев появился на свет в 1924-м году в большом селе, расположенном неподалеку от Грозного. С детства любил танцевать, и мама даже специально водила его для этого на свадьбы. В младших классах прибился к бродячему цирку, некоторое время скитался по Кавказу вместе с ним.

В десятилетнем возрасте его случайно заметила актриса Любовь Орлова, которая сразу сказала, что мальчик невероятно талантлив. Возможно, именно эти слова позволили ему преодолеть недовольство отца, и поступить в хореографическое училище. Когда ушла из жизни его родная мать, отец женился на одесситке Софии Михайловне.

Эта женщина горячо одобрила его выбор, хотя строгий папа настаивал, что профессионально заниматься танцами – не по адатам, несмотря на то, что каждый чеченец – хороший танцор. Она стала для него почти родной матерью, а мачехой Махмуд ее никогда не называл. Когда артист принес домой первые заработанные деньги, Алисултан Эсамбаев не верил, что столько может получать простой танцор. А тетя Соня была очень раза, ведь она вместе с пасынком оказалась права.

-2

В сороковые годы Махмуд участвовал во фронтовых бригадах – люди искусства, как могли, отвлекали от мрачных мыслей советских солдат. В дальнейшем он был принят в театр в Пятигорске, и стал там одним из главных солистов. Когда под конец войны многие народы, в том числе, и кавказцев, депортировали в Среднюю Азию, Эсамбаев имел возможность остаться, но сознательно решил разделить судьбу своего народа и своего отца. Сказав, что это только из-за него, в Киргизию с ними поехала и тетя Соня.

Первое время сосланные жили очень бедно. Еврейская мать водила своего чеченского сына в гости к знакомым из Одессы, которые жили немного богаче. Там он впервые попробовал традиционную ашкеназскую кухню – цимес, штрудель, гусиные шкварки, гефилте фиш. Сами они в то время питались куриными шеями и бульоном из конских костей.

-3

Как-то раз они вместе ходили на иудейскую свадьбу. Был раввин, была хупа, были народные танцы. Когда Махмуд показал свое искусство, мама попросила его немножечко спеть. И тогда артист, который обладал также хорошим голосом, исполнил песню «Vu namt man a bisele mazl». Вы наверняка слышали ее в исполнении, например, сестер Берри – по-русски это будет «Где взять бы немножечко счастья?» Гости хвалили Софию Михайловну за то, что хорошо воспитала своего «еврейского мальчика».

После возвращения чеченцев на родину, Эсамбаев отказался от классики, и обратил внимание на народные танцы. Прежде всего, кавказские и чеченские, поскольку он стал солистом филармонии ЧИАССР. Однако, артист был открыт к искусству других народов – а еврейским танцам его научила тетя Соня. Хотя она была очень объемной женщиной, все равно смогла показать их руками.

-4

В те годы он уже гастролировал по всей стране. Хотя все, что связано с евреями, тогда не одобрялось, артист в Киеве и Минске исполнял ашкеназские танцы, за что советские евреи ему были весьма благодарны.

Когда отец развелся со своей еврейской супругой, Эсамбаев остался жить вместе с тетей Соней. Именно ей он впервые показал свою будущую жену. Хотя на тот момент она его выбор не одобрила, позднее призналась, что артист все-таки был прав.