Найти тему
Анастасия Психолог

Нарцисс и ненависть

Я люблю ненависть. Это очень живое чувство. Ненависть - это обратная сторона любви. Ненависть "в воздухе" не может возникнуть, должен быть сильный контекстуальный резонанс. Потрясение. Ненависть гуляет рядом с болью. Фейерверк собственной ненависти к кому-либо как исчерпаемый заряд опять же гуляет рядом со свободой быть собой и признавать свои ограничения, свои мировоззрения, свои ценности, на которые могло быть совершено посягательство, все то же самое бессилие, своя злость в точке экстремума и, опять же, своя уязвимость.

Иногда ненависть - это "усиливание" злости (ввиду еще большей табуированности, ненависть хочется скрывать еще сильнее, поэтому она "углями теплится долго", если бы она переродилась в злость - скорость отреагирования была бы выше). Тогда перверсия ненависти - пассивная агрессия. Нарцисс не признает свою ненависть, он просто начинает искать обоснования, почему субъект направленности "не имеет права быть", это теплящийся углями процесс.

Ненавидеть кого-то всей душой - это все равно наделять его субъектностью. Тотальное честное непринятие, мессендж в глаза "я тебя вижу и я хочу чтобы тебя не было" по идее равно "я не могу выдерживать что ты есть какой есть по своим причинам." (это злость рука об руку с уязвимостью).

Нарциссу, чтобы выдерживать "нелицеприятную ненависть" приходится кого-то "уничтожать в своем сознании, отнимать бытие, приписывать свое".

Можно честно отненавидеть кого-то, остыть и признать собственную неспособность что-то выдержать. Как ни странно, невосполнимость собственной утраты может порождать ненависть к тому, кто так или иначе оказался в "поле этой утраты". Иногда - просто ее увидел. Иногда можно прожить ненависть, я думаю, вообще ни с кем ее не разделив. Ненависть может стать выражением "воли к жизни", потому что дифференцированная направленная агрессия может быть самим выбором "жить в ситуации", не дать ситуации уронить себя на дно "отчаяния" с угасанием воли к жизни. Я думаю ненависть - это иногда "способ выжить и выдержать боль и отчаяние".

"Я не могу принять что-то или кого-то! Я хочу чтобы этого не было!" - говорит ненавидящий. Стереть с лица земли. Факт, событие, ситуацию, фигуру. На самом деле ненависть может быть попыткой "стереть свой опыт". Оставить его стерильным. Не входить в него. В таком случае ненависть будет самым настоящим "застреванием" перед лицом собственного опыта, той самой "дамбой". Но в конце концов, ненависть - это чувство. Открывающее течение жизни или запирающее ее как чувство "активатор". В первом случае - если она признанна. Во втором - если она "отщеплена вовне как нелицеприятное" с огромным последующим хвостом отрезанного чувственного отреагирования на собственный опыт.

Есть еще и такая интерпретация. Нарцисс не отделяет от себя того, кто не "хочет дополнять представление нарцисса о себе правильным образом", интегрировать Другого в таком случае в себя полностью он не может, отрезать свой внешний идентификатор - тоже не может. Остается только ненавидеть то, что вызывает напряжение в месте "несоответствия Другого желаемым представлениям". В таком случае ненависть подавляет страх разоблачения, а так как "неприглядую ненависть присвоить нельзя" - это будет все та же самая пассивная агрессия.

Застревание в ненависти в неспособности ее дифференцировать, признавать, проживать, отпускать - страшный процесс. "Теплящиеся угли внутри" нарцисса будут разъедать Другого иногда реально - при контакте в действительности. Не открытой агрессией, понятной и ясной - в мягкой форме это "ты мне просто субъективно не нравишься".

А пассивной. Едкими колкостями, запретами на быть собой, завуалированными угрозами, надсмеханиями, издевательствами, сознательными причинениями страданий, моральными истязаниями, внушением несостоятельности, бесконечными оценками, сравнениями. Тут надо понимать, что к человеку это не имеет никакого отношения. Это нарцисс торгуется с собой - "интегрировать или отторгнуть", гонимый внутренним страхом утраты "псевдо-себя" и дискомфортом от "неидеального отображения себя в глазах Другого". То самое расщепление, сложнейший внутренний конфликт.

Застрять в ненависти к себе или к Другому навсегда - это страшно. От этого нарциссу и хочется снова и снова уходить "вовне". Отдать ее Другому. То есть капля за каплей "лишать Другого себя" через пассивную агрессию.

Медово-медович может быть предельно вежливым при этом, вымеряя дозу с талантом прирожденного алхимика, источать именно яд для Другого. Это и есть главный риск проективной идентификации - при многократных ударах в самоценность внушениями с посягательством на нормализацию (во что только это не заупаковывается, "склянка с ядом" может преподноситься и под эгидой любви и под эгидой "белого флага"), границы Другого могут начать трещать по швам или не окрепнуть должным образом. Любой телесный и эмоциональный диссонанс при таком контакте - будет важнейшим чувственным откликом, инстинктом сохранения, нормальной реакцией на агрессию, которая преподносится как "ничего не происходит" (потому что на агрессию у нарцисса также размещено табу, как он ее признает?). Это важно не брать. Пусть обладатель своего напряжения испытывает его сам.

Еще больше статей:

Запись на консультацию

заполнить короткую форму https://forms.yandex.ru/u/66543169d0468801d8e72651/

или телеграмм @AnastasiyaDudkina