Мишель Фуко (Paul-Michel Foucault; 1926–1984) — французский философ, историк и теоретик культуры, видный представитель французского структурализма, один из самых влиятельных мыслителей второй половины XX века. В настоящее время относится к числу наиболее цитируемых авторов в области современной философии и теории культуры.
В 1960-е Мишель Фуко поставил перед собой задачу: описать то, что не сформулировано в истории культуры — историю безумия, наказаний, сексуальности, тюрем. И ему это удалось. Но к описанию этих пробелов он приходит через исследование власти и того, как в общественном сознании сменяются парадигмы знания, дискурсы и практики управления ими.
У Фуко было, можно сказать, четыре главных слова: знание, власть, практика, дискурс.
Знание – первое слово, которое он акцентировал в середине 60-х. Говорит о том, что развитие культуры зависит от того, какие формы познания действительности устанавливают для себя человек и общество.
В книге «Слова и вещи» речь идет о некоем наброске истории европейской культуры от Возрождения до середины ХХ века. Эволюция культуры предстает как последовательная смена парадигм знания. Их Фуко называет эпистемами. Эпистема по-гречески – знание, познание. У Фуко это система представлений о том, что и как нужно и можно познавать. Это движущая сила культуры, если не самое ее существо. Фуко считает, что время определяет эпистема сходства или подобия. Вся система средневекового и возрожденческого знания была основана на принципе подобия. Это означает, что человек ищет в мире сходства и подобия между вещами. Мир устроен не как попало. Если отдаленные друг от друга вещи в чем-то обнаруживают сходства, то значит, они тесно или тайным образом связаны, и это цель познания и одновременно истина.
В эпоху Просвещения приходит эпистема различия. Теперь эта эпоха «культа разума» проповедует разум как возможность отличать одно от другого, разлагать на элементы, анализировать – выделять какие-то компоненты и пытаться установить отношения между ними, классифицировать.
В XIX веке, ближе к концу его, утверждается эпоха третьей эпистемы – она существует до нашего времени: эпистема систем и организаций. Значит, были различения, реестры – после них теперь нужно вернуться к идее целого и научиться всем этим многообразием знания как-то управлять. Возникает эпистема систем и организаций. Человек начинает видеть мир как систему взаимодействий. До сих пор это многое определяет в науке. До сих пор мы еще до конца не вышли из этой конфигурации мысли.
Фуко, уже застав век нарастания информационных технологий, предполагает, что человечество находится на пороге новой, четвертой эпистемы. Свидетелями ее формирования, возможно, являемся мы. Что может прийти на смену эпистеме систем и организаций? Примером которой является любое научное знание сейчас. Отдельно взятая наука существует, чтобы из наблюдений строить системы. В век информации может установиться что-то вроде эпистемы контроля. Человек сначала все уподоблял – потом разделял – затем собрал в систему – что теперь с этим делать? Человек теперь хочет контролировать мир, себя и других. И тут видна взаимосвязь между некоторыми из основных слов Фуко. Знание. Весь культурный процесс замешен на знании, на воле к знанию. Мы знаем, что знание – сила. Фуко понимает власть как силу. (В отличие от Ханны Арендт.) Знание дает власть над собой и другими. И путь к этому пролегает через историю. Фуко этого в полной мере не застал. Эпистема контроля проявляется в том, что над всеми представлениями о системах и организациях главенствует возможность доступа к информации. Власть дает доступ к информации и возможность манипулировать ею, а через нее манипулировать людьми.
Всегда это было на периферии культуры, а сейчас это сама реальность культуры. Индустрия культуры – манипулирование досугом. Знание – обладание информацией, которую можно эффективно использовать.
Практика – то, что человек делает. Обращение с вещами, делание. И добывание знания – практика, и власть – то, что практикуется. Культуру можно представить как систему практик. В смысле того, что что бы человек ни делал, это то, посредством чего он создает себя и пространство своего существования. Речь идет и о власти над собой. В довольно поздний период Фуко обратится к истории форм самопознания. Как практики, которая вплетена в повседневный быт человека. Начнет он с античности, когда будет говорить об эллинизме, стоицизме и эпикурействе – они из философских систем для многих превратились в руководство для жизни: по обретению самодостаточности, покоя, контроля над собой.
Дискурс. Речь. Тоже практика. Дело, деятельность. Дело, которое имеет свои эффекты. Воздействие. Дискурс как речь – то, благодаря чему человек становится собой. Это слово выходит на первый план и становится определяющим. От идеи дискурсивности Фуко не отойдет. Поэтому можно еще по-другому определить сущность культуры – совокупность дискурсов.
Дискурс – речь, не обязательно даже словесная. Для Фуко это прежде всего, конечно, дискурс языковой. В широком смысле, это станет ясно потом, дискурсом может быть любое дело, поступок, речь, которая имеет воздействие. Культура – прежде всего пространство дискурса. Но точно так же и пространство производства знания, и власти, и практики.
Люди говорят много и все время. Не важно, устно или письменно. Уже очень рано они начинают зависеть от того, что говорят. И от того, как говорят. Каждый отдельный человек начинает зависеть от того, что и как говорят вокруг него. Человек может быть объектом манипуляции со стороны людей, управляющих дискурсом. Одна из главных проблем культуры заключается в управлении дискурсами: что, когда и кем говорится. Если дискурсом не управлять, то он будет хаотичным. Если позволить всем говорить, что хотят и когда хотят, не будет ни знания, ни власти. Аристотель писал: все люди от природы стремятся к знанию. От какой природы? Хотят обладать властью. Но если не контролировать то, что люди говорят, – все практики культуры обернутся хаосом. Фуко подчеркивает, что надо исследовать культуру под этим углом зрения. Исследовать процедуры контроля над дискурсом и дискурсами. Выделяет три группы таких процедур.
Внешние процедуры контроля. Кто-то их устанавливает: один человек, группа людей, могут установиться стихийно. Дальше у Фуко начинается речь, непривычная по стилю. Изобретает необычные употребления слов, новые слова. Возникает необычная оптика, которую Фуко очень последовательно описывает. Из названий процедур многое понятно. Процедуры внешнего контроля это прежде всего процедуры исключения:
● запрет;
● разделение и отбрасывание;
● оппозиция истинного и ложного.
Запрет – то, что в глубокой древности практиковалось как система табу. Табу – запрет на определенного рода действия. Запрет производит одну из наиболее эффективных форм отбора дискурса. Чтобы управлять людьми во всевозможных ситуациях, нужно ограничить область, о которой нельзя говорить. О Ленине и Сталине в определенный период было нельзя плохо говорить. О гомосексуальности в 60-е – 70-е было запрещено говорить столь открыто, сколь ныне. Запрет на дискурс о сексуальности был еще более широким в XIX веке. Фактически запрещено всерьез говорить об абсолютной монархии в демократических обществах в эпоху либерализма.
Про власть у Фуко
Традиционно власть понимается в узком смысле слова и ассоциируется с политической властью. Есть правительство, парламент, есть все атрибуты государственной власти. Власть — это и есть в первую очередь политическая власть. И вся политическая философия, о которой мы говорим, в основном посвящена такому понятию власти: с одной стороны, достаточно узкому, а с другой — вполне конкретному (что хорошо).
Фуко постарался посмотреть на понятие власти шире и показать, что политическая власть в узком смысле слова, власть правительства — это всего лишь одна из разновидностей власти. Возможно, в некоторых аспектах она далеко не самая главная и опирается на гораздо более широкий комплекс властных отношений, существующих в обществе.
Новая форма власти связана с появлением капиталистического общества, а капиталистическое общество наемных работников накладывает гораздо большие требования к дисциплине по отношению к среднему рядовому человеку. Если вы можете сидеть у себя в деревне, обрабатывать землю и платить налог феодалу, жизнь вашей деревенской общины крайне мало заботит феодала. Если же вы владеете мануфактурой, на которую приходят наемные работники, то вы должны следить, чтобы работники были трезвые, приходили вовремя, выполняли в течение смены строго предписанные им операции и т. д.
Фуко считает, что так возникает идея дисциплины. Там, где стандартные историки и историки политических учений видят либерализацию, Фуко видит появление дисциплинарного общества, которое предписывает людям определенный, «нормальный» образ поведения. В самом наглядном виде оно возникает в примере с сумасшедшим домом: когда психиатр сталкивается с душевнобольным, власть психиатра над ним поистине бесконечна. Он не только может поставить ему диагноз, лишить свободы и ограничить в политических правах.
Опираясь на мощь государственных институтов, на медицинское сообщество, на свой диплом и статус, психиатр может вменить человеку, что знает о нем больше, чем тот сам знает о себе. «Я знаю, что Вы душевнобольной и Вам только кажется, что Вы тот человек, за которого себя выдаете. В этом моя истина, которую я Вам предписываю. До тех пор пока Вы не исправитесь, я Вас никуда отсюда не отпущу, буду держать Вас здесь и лечить.»
Это принципиальный тезис Фуко: власть как асимметрия знания. Некая инстанция говорит: я знаю о вас как об индивиде больше, чем вы знаете о себе сами. Фуко демонстрирует (особенно отчетливо в «Надзирать и наказывать») целую палитру институтов, которые с 17-18-го века создаются в Европе вместо либерализации (или под видом либерализации). Помимо сумасшедших домов это обычные клиники, где врач ставит нам диагноз и следит за здоровьем нашего тела. С какого-то момента государство берет на себя обязательства следить за нашим здоровьем.
Дальше следует школа, где детей учат родному языку, правильному отношению к истории, к государству, и вообще правильному (вплоть до того, как сидеть за партой). Это типичная дисциплинарная техника. Телу предписывают, как нужно вести себя, чтобы быть правильным гражданином. То же самое происходит в полиции — особенно в 19-м веке, когда полиция предельно широко понималась как институт по нормализации общества. То же самое происходит в тюрьме, в армии и во всех государственных институтах. Везде возникает тело послушного ученика, солдата, заключенного, клерка — послушного, правильно ведущего себя гражданина.
Здесь у Фуко возникает замечательное понятие паноптикона, восходящее к идее Джереми Бентама (английского философа 18-го века). Бентам разрабатывал концепцию идеальной тюрьмы, где заключенный не знает, наблюдают ли за ним в данный конкретный момент, но предполагает, что могут наблюдать. Для Фуко эта метафора становится метафорой современного общества. В современном обществе мы не знаем, наблюдают ли за нами и будут ли нас как-то наказывать за неправильное поведение, но мы должны быть такими гражданами, которые ведут себя правильно на всякий случай, чтобы чего-то не случилось.
Фуко переходит к понятию микрофизики власти. Власть, которая окружает нас со всех сторон — не только сверху, в виде правительства, но и в виде гражданского общества. Власть, которая контролирует каждый наш шаг. Иногда эти метафоры становятся избыточно наглядными (например, когда везде развешаны камеры наблюдения). Легко проследить эту метафору от идеи паноптикона к той идее, что ради вашей же безопасности везде должны быть камеры.
Фуко достаточно сильно повлиял на социальную науку второй половины 20-го века (как и на современную). Его идеи о том, что мы должны переформулировать понятие власти и проследить генезис власти; возможно, отказаться от мысли, что власти должно становится все меньше — активно проникают в политическую науку, в социологию, в gender studies.
Источники:
Мишель Фуко: современная философия и история - Швецов В.В., Новиков М.В. https://cyberleninka.ru/article/n/mishel-fuko-sovreme..
«Порядок дискурса» Мишеля Фуко: кто управляет знаниями, управляет всем - МОНОКЛЕР https://monocler.ru/poryadok-diskursa-fuko/
Концепция власти Мишеля Фуко - Зекрист Р.И. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/20938/1/iuro-201..
Мишель Фуко как политический философ - Кирилл Мартынов https://postnauka.ru/video/53046
Мишель Фуко - гуманитарный портал https://gtmarket.ru/personnels/mishel-fuko
Мишель Фуко (Paul-Michel Foucault; 1926–1984) — французский философ, историк и теоретик культуры, видный представитель французского структурализма, один из самых влиятельных мыслителей второй половины XX века. В настоящее время относится к числу наиболее цитируемых авторов в области современной философии и теории культуры.
В 1960-е Мишель Фуко поставил перед собой задачу: описать то, что не сформулировано в истории культуры — историю безумия, наказаний, сексуальности, тюрем. И ему это удалось. Но к описанию этих пробелов он приходит через исследование власти и того, как в общественном сознании сменяются парадигмы знания, дискурсы и практики управления ими.
У Фуко было, можно сказать, четыре главных слова: знание, власть, практика, дискурс.
Знание – первое слово, которое он акцентировал в середине 60-х. Говорит о том, что развитие культуры зависит от того, какие формы познания действительности устанавливают для себя человек и общество.
В книге «Слова и вещи» речь идет о некоем набро