В начале 1960-ых годов – в период бурного творчества – Энди Уорхол (годы жизни 1928-1987) продолжал бросать вызов существующему положению дел с помощью другого средства, а именно – кино. За свою творческую карьеру Уорхол снял более 650 художественных фильмов на самые разные тематики. Его фильмы были высоко оценены миром искусства, и их влияние сильно заметно в исполнительском мастерстве и экспериментальном кинопроизводстве и по сей день.
В 2013 году британская киноактриса Тильда Суинтон (родилась в 1960 году) приняла участие в инсталляции, по сюжету которой он спала в стеклянном ящике в стенах Нью-Йоркского Музея Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). А американская писательница, киноактриса и режиссёр Лена Данэм (родилась в 1986 году) совсем недавно выразила сильное желание переделать фильм «Спи» Уорхола кадр за кадром, но с участием себя в качестве главного субъекта.
«Спи» – один из самых ранних фильмов творца и его самый первый набег на продолжительное кино – стиль, который со временем стал одной из его визитных карточек. Данная шестичасовая лента представляет собой подробное исследование спящего поэта по имени Джон Джорно (годы жизни 1936-2019). В ту пору парень был любовником Уорхола, и зритель может видеть Джорно глазами мастера, полоска его обнажённого тела присутствует в каждой из сцен фильма.
Хотя произведение и может показаться серией непрерывных изображений, на самом деле это шесть 30-метровых рулонов плёнки, наслоённых и соединённых вместе и воспроизводимых с повтором. Повторение было в основе всего творчества Уорхола, также как и его увлечение земным и мирским. Всем людям нужно спать, тут не поспоришь; Энди снова сумел превратить такую банальность в художественное выражение.
В каноне фильмографии Уорхола на смену ленты «Спи» пришли «Эмпайр» (1965 год) и «Ешь» (1963 год). «Эмпайр» представляет собой восьмичасовую хронику нью-йоркского небоскрёба Эмпайр-Стейт-Билдинг в сумерках; а «Ешь» – это 45-минутный фильм о человеке, который всё это время поедает гриб. Темы Уорхола были такими же обширными, как и вся его фильмография, и углублялись в более откровенные области, такие как гомосексуальность и гей-культура в целом; глубокие оральные ласки друг другу; или же непрерывный снимок лица ДеВерена Букуолтера (годы жизни 1939-1987) в тот самый момент, когда его орально удовлетворяет кинематографист по имени Уиллард Маас (годы жизни 1906-1971); также к подобным можно отнести и непристойный вестерн под названием «Одинокие Ковбои» (1968 год).
Его художественные ленты широко признаны общественностью и названы шедеврами популярной культуры, хранящимися в киноинститутах и архивах современного искусства по периметру всей планеты Земля. И немного фактов: считается, что первоначально Уорхол планировал снять в своём фильме «Спи» сон французской киноактрисы, певицы, фотомодели и писательницы Брижит Бардо (родилась в 1934 году), но у ребят чего-то там не срослось, правда, это всего лишь гипотеза.
- Художник – Энди Уорхол
- Название – «Спи»
- Год создания – 1963
- Продолжительность – 321 минута (5 часов и 21 минута)
- Материал – Чёрно-белая 16-миллиметровая плёнка
- Место нахождения – Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)