Философия любви
Любовь – высшая ценность человеческого бытия, это особое состояние сущего, то без чего не может быть сущего. Любовь – это особый эмоциональный мир, чувство некой идеальной общности между людьми, это такое чувство, которое может пробудить косвенно любую эмоцию, вызвать различные образы, натолкнуть на любые мысли и фантазии; любовь личностна и одновременно социальна, она фундаментальное для человеческой природы чувство. Любовь сложный феномен, т. к. возникает в пространстве между личным и социальным, духовным и телесным, интимным и универсальным.
Древнейшим памятником любви можно назвать Библию. Здесь описаны все виды любви: любовь к Богу, к родителям, братская любовь, любовь к Родине и др. «В древнеиндийском трактате «Ветки персика» говориться о любви как о комплексном чувстве: «Три источника влечения имеет человек: душу, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тел порождает желание. Соединение этих трех влечений порождает любовь».
В античности выделяли: агапе – деятельная одаряющая любовь, но безразличная к личности, любить всех; эрос – любовь как плотская страсть, секс; «филия» – любовь – дружба; сторге – привязанность, любовь к семье, она существует в контексте общественно – коммуникативных отношений, которые сложились вне свободного и сознательного выбора (материнская любовь, дочерняя, любовь к братьям, сестрам).
Платон развивает теорию любви. Она у него, идея (Эйдес), подняться до царства нетленных образов может лишь влекомый Эросом. Любовь открывает человеку глаза на истину, добро, красоту. В своем познании Мира человек как бы вступает в брак с любовью, и от этого брака появляется прекраснейшее на Земле потомство, которое именуется духовностью («платоническая любовь»), так человек становится Человеком. Любовь у Платона расширяет смысловое пространство личности. Платоновская любовь – это чувственная ностальгия по Абсолюту, по изначальному бытию. Любовь у Платона понималась как единство прекрасного и доброго КАЛОКАГАТИЯ, гармония телесного и духовного.
Средневековый схоласт Фома Аквинский разделяет телесную любовь и добродетель. При этом земная любовь греховна, высшая любовь – любовь к Богу. Христианство сделало культ любви, любви к Богу, – «Бог есть любовь».
По мнению И. Канта, любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, «любовь свободно включает волю другого в свои максимы, дополняет несовершенство человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона».
Любовь как максимальную ценность для человеческого рода понимал Гегель: «Истинная сущность любви, пишет он, – состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой». По Гегелю, любовь – это слияние душ, своего рода обретение единства друг в друге.
Философия Л. Фейербаха – это «философия любви», в любви человек находит душевный покой, учится доверию и уважению. Формула любви Фейербаха: «Если мне хорошо от того, что хорошо тебе, то я тебя люблю».
А. Шопенгауэр в работе «Метафизика половой любви», любовь называет сильнейшим инстинктом – это инстинктом рода, половая любовь, инстинкт жизни, но в действительности – это воспроизводство новых поколений для страданий и неминуемой гибели. Так называемой «романтической любви» нет, это выдумка писателей. «Любовь – это дьявол, большая помеха. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома умалишенных».
О биологической составляющей любви пишет З. Фрейд. Эрос для него это не только инстинкт жизни, это мощнейшая сила человеческой психики, способная сублимировать как в сексуальный акт, так и в акт художественного творчества. Ценность любовной потребности понижается, если человек получает сексуальное удовлетворение.
Для Э. Фромма, «любовь – это действенная сила в человеке, сила разрушающая преграды между людьми и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими, любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность». Любви Фромм посвятил работы «Душа человека» и «Искусство любить», здесь он пытается классифицировать чувство любви: Высшая форма любви – любовь к Богу. Особое место принадлежит «материнской любви» (безусловная любовь) – мать любит своего ребенка, только потому, что он есть. Другой полюс, это отцовская любовь, отец – это мир мысли, мир закона, его любовь условна: «Я люблю тебя, потому что ты на меня похож, потому что ты оправдываешь мои надежды». Функция матери – безопасность, функция отца – направлять на решение жизненных задач.
Сыновняя (дочерняя любовь), в ней по Фромму 4 этапа: 1) младенческая «Я люблю, потому что меня любят». 2) детская «Меня любят, поэтому и я люблю». 3) подростковая «Я люблю потому что, они мне нужны». 4) зрелая: «Они мне нужны, поэтому я и люблю».
Для русской философии тема любви особенно близка. Для Соловьева, Розанова, Франка, любовь – это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности, любовь – это важнейшая составляющая человеческого духа, это особая сфера человеческого бытия, в которой человек становится гуманнее, нежнее, умнее и сильнее.
Гуманистическая философия всегда видела сущность человека в любви, идеал человека – это homo amoras, человек любящий. Главное в жизни человека – это постижение счастья, счастья быть любимым и любить.
Источники:
Научная электронная библиотека - https://monographies.ru/ru/book/section?id=12855
Хоробрых О.С, Феномен любви в философии - https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4332/2/sf-04-05...
Р.Г.Апресян. Спецкурс «Философия любви» - https://iphras.ru/uplfile/ethics/prog/apressyan_phil_..
Философия любви
4 минуты
43 прочтения
14 июня 2023