Традиционный подход к лечению онкологических заболеваний заключается в определении органной и тканевой принадлежности опухоли, то есть органа и конкретного типа ткани, из которой она возникла. Для этого проводятся диагностический поиск первичной опухоли и биопсия. Полученный в результате биопсии материал исследуют под микроскопом, и на основании результатов этого исследования назначают лечение. Так, при лечении пациентов с раком желудка, легкого и молочной железы назначаются различные комбинации противоопухолевых препаратов. Пациенты с опухолями одинаковой локализации и распространенности получают примерно одинаковое лечение. До недавнего времени лечение в онкологии назначалось только по принципу органо- и тканевой принадлежности опухоли.
Благо, медицина на стоит на месте. Уже в 2018г. одобрены для широкой клинической практики первые препараты, назначение которых осуществляется по совершенно иному принципу – независимо от локализации и тканевой принадлежности опухоли, но в зависимости от наличия определенных мутаций в ДНК опухолевых клеток.
Лечение, назначенное по такому принципу, называется агностической терапией.
Агностическая терапия – это когда выбор лекарственных препаратов не зависит от первичной локализации опухоли, а основан на индивидуальных генетических особенностях опухоли конкретного пациента. Исходя из этого подхода, опухоли, происходящие из различных органов и тканей, но с одинаковыми генетическими нарушениями, могут рассматриваться как одинаковые.
Для назначения противоопухолевого лечения проводится точечное, либо расширенное молекулярно-генетическое тестирование ДНК опухоли. Для генетического тестирования подойдёт опухолевый материал, полученный во время биопсии из опухолевого узла, либо выделенный из периферической венозной крови пациента (так называемая жидкостная биопсия с выделением и исследованием циркулирующей опухолевой ДНК).
Многие мутации в ДНК опухоли в настоящее время уже являются мишенями для молекулярно-направленной терапии. Например, при раке легкого это мутации генов EGFR, ALK, ROS1, BRAF, при меланоме – это ген BRAF, при колоректальном раке – KRAS, NRAS, MSI, dMMR, BRAF, HER2neu.
Агностическая терапия имеет колоссальные перспективы, поскольку генетические мутации, которые могут быть использованы для назначения одобренных, либо проходящих клинические испытания противоопухолевых препаратов, выявлены более чем у 60% пациентов. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31645765/
Реальный клинический опыт назначения противоопухолевых препаратов на основе генетического портрета опухоли показал лучшие результаты выживаемости пациентов в сравнении с лечением, назначаемым по традиционному принципу органной и тканевой принадлежности опухоли https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9939957/
Примеры препаратов, назначаемых по агностическому принципу: ларотректиниб и энтректиниб, действуют на опухоли с мутацией NTRK; пембролизумаб, действует на опухоли с высокой микросателлитной нестабильностью (MSI-H), дефицитом механизма репарации неспаренных оснований (dMMR) или высокой мутационной нагрузкой (TMB).
Проблемными точками агностической терапии являются высокая стоимость расширенного молекулярно-генетическое тестирования ДНК опухоли, а также малое количество грамотных специалистов, умеющих правильно интерпретировать полученные результаты. Решением второй проблемы отчасти является проведение молекулярных онкологических консилиумов для назначения противоопухолевого лечения с привлечением генетиков и молекулярных биологов.
Агностическая терапия назначается при распространенном опухолевом процессе в случае нетипичного клинического течения заболевания, неэффективности проводимого лечения, либо в случае исчерпанности возможных вариантов лечения.
Наиболее оправдано молекулярно-генетическое тестирование опухоли пациентам с диагнозом:
- рак легкого
- колоректальный рак
- рак желчных протоков и желчного пузыря
- рак шейки матки
- рак тела матки
- рак молочной железы
- рак простаты
- редкие опухоли
- опухоли без выявленного первичного очага
Также Вам может быть интересно: