Найти тему
Okko

Деньги не пахнут: Каким получился сериал «Основано на реальных событиях»

На Peacock вышел восьмисерийный комедийный триллер Крэйга Розенберга со звездой «Теории большого взрыва» Кейли Куоко, Крисом Мессиной, Томом Бейтманом и Наталией Дайер из «Очень странных дел». Сериал высмеивает индустрию, выросшую на интересе к реальным преступлениям и серийным убийцам, чьи романтизированные образы продолжают тиражироваться в массовой культуре. Рассказываем, что получилось из затейливого смешения жанров.

Кадр из сериала «Основано на реальных событиях», реж. Дженнифер Арнольд, Александр Буоно, Франческа Грегорини, 2023
Кадр из сериала «Основано на реальных событиях», реж. Дженнифер Арнольд, Александр Буоно, Франческа Грегорини, 2023

Повествование начинается с убийства девушки в духе классических слэшеров, с криками, взмахами ножа и брызгами крови. Героиня Наталии Дайер умирает в первые минуты эпизода, что отсылает к «Крику» Уэса Крэйвена, уже настраивая нас на пародийный подход. Параллельно зрителя знакомят с главными героями — женатой парой, Эйвой (Куоко) и Нэйтаном (Мессина). Супруги вместе уже очень давно, огонек в их отношениях угас, хотя они всё еще искренне любят друг друга. Пара ждет ребенка и совершенно некстати столкнулась с финансовыми трудностями. Нэйтан, бывшая звезда большого тенниса, после травмы уже 17 лет работает тренером в загородном клубе. В один прекрасный день он узнает, что его заменили на молодого и сексуального новичка, от которого в восторге все домохозяйки города. Эйве тоже не везет, женщина работает риелтором и не очень успешна в своем деле. Как раз она отвлекается от житейских проблем запойным прослушиванием подкастов о реальных преступлениях и маньяках.

Впридачу к крупным неурядицам дома ломается унитаз. На вызов приезжает сантехник Мэтт (Бейтман), высокий и привлекательный мужчина, который узнает Нэйтана и соглашается сделать ремонт даром в обмен на бесплатные тренировки. Так пара сближается с незнакомцем, а фоном то и дело всплывают новостные репортажи о терроризирующем жителей Лос-Анджелеса маньяке, которого уже прозвали Вестсайдским потрошителем. Эйва прослушала такое количество подкастов на тему, что с быстротой профессионального сыщика догадалась: Мэтт и есть серийный убийца.

-2

Сериал — не то, чем может показаться на первый взгляд. В нем нет подробных сцен убийств или насилия. Зрителю не расскажут, как маньяк докатился до такой жизни и что его мотивирует на жестокость. Нет здесь и ожидаемой детективной составляющей: кто виновен, мы узнаем уже в первой серии, однако логичного после этого перевернутого детектива тоже не будет. Дело в том, что «Основано на реальных событиях» — не детектив и не сериал о маньяке, он об индустрии тру-крайма. Герои, разоблачив Потрошителя, не сдают его полиции, а решают заработать, записав с Мэттом подкаст о его преступлениях. Они хорошо осознают, что продают душу дьяволу, и хотят продать ее как можно дороже, чтобы поправить наконец материальное положение.

В сериале анализируется много штампов, за которые произведениям про преступления прилетает от борцов за этику в медиа и киноиндустрии. Речь идет о том, что серийные убийцы очень часто являются центральными персонажами в литературе и кино, их образы романтизированы, а порой привлекательны и даже сексуальны. Вспомним яппи Патрика Бейтмана в «Американском психопате», аккумулировавшего все стереотипы о маньяке Джека в «Доме, который построил Джек» фон Триера, психолога Пола Спектора в сериале «Крах». В «Основано на реальных событиях» видно, к чему привела своеобразная мода — явление так называемых краймконов, вечеринок для «фанатов» серийных убийц. Здесь продают «убийственный» мерч, у каждого поклонника тру-крайма есть любимое убийство и маньяк. Одержимость людей жуткими преступлениями показана утрированно, но всё же недалеко от правды, учитывая растущее количество популярного контента в этом жанре.

-3

«Убийство — великая форма американского искусства», — говорит героиня Куоко в своем подкасте. И действительно, на краймконах обсуждается вовсе не ужас убийств или способ защититься, а качество их исполнения, оригинальность концепции, продуманность и точность. И уж тем более никому нет дела до личностей жертв и их близких. Толпа выбегает из зала, где чтили память недавно погибшей женщины, чтобы успеть послушать новый выпуск подкаста с участием ее губителя. В «Основано на реальных событиях» упоминается о более чем 20 жертвах, и зрителю ничего о них не расскажут. Это и есть то, как репрезентуют жертв в большинстве серьезных произведений про маньяков. Впрочем, сейчас ситуация постепенно меняется: писатели и режиссеры если не сместили фокус с личности серийника, то, по крайней мере, стали уделять историям жертв гораздо больше экранного времени («Монстр: История Джеффри Дамера»).

Сериал Розенберга идет еще дальше и не раскрывает до конца образ Мэтта — его история, личность, мотивация, даже подробности преступлений и почерк не имеют значения. Кроме как для семейной парочки стервятников, которые жаждут всё это монетизировать. Два неудачника воспринимают появление монстра в их доме как благословение.

-4

В своей легкой комедийной подаче «Основано на реальных событиях» близок к сериалу «Убийства в одном здании», где главные герои тоже ведут подкаст о преступлении, произошедшем в их многоквартирном доме. Однако последний прежде всего ироничен, он не играет всерьез с этическими проблемами. Впрочем, в новом сериале концептуальный слой не утяжеляет комедийную составляющую, «Основано на реальных событиях» совершенно не свойственен поучительный тон. Разве что метаирония: хотели посмотреть на маньяка — посмотрите на себя. Создатели подшучивают как над самим Вестсайдским потрошителем, жаждущим славы и прибыли от своего «бренда», так и над теми, кто пытается нажиться на популярности шоу, в том числе над фиктивными жертвами преступлений. Всё это переводит сериал в разряд черной комедии, но не делает назидательной драмой. Здесь, несмотря на отсутствие расследования смертей, есть и напряжение, и неожиданные повороты, и довольно динамичное действие, захватывающее зрительское внимание на все восемь серий.