Найти тему
Записки с тёмной стороны

Но что, если можно иначе

Современному человеку ото всюду твердят о том, как важно заботиться о себе. Позаботься о себе так и эдак, тут и там. Особенно часто призыв позаботиться о себе звучит в контексте темы заботы о здоровье и поддержания физической формы. В этом контексте призыв позаботиться о себе становится убедительнее за счёт подогреваемого страха смерти или беспомощности. И люди, действительно, на этот призыв ведутся. Потому что, действительно, очень страшно. Вот только часто можно наблюдать, что вся распрекрасная и полезная забота о себе идёт сквозь килотонны сопротивления, с постоянной необходимостью себя заставлять, сквозь вину, под тяжестью долга.

Но что, если можно иначе?

Можно бояться встречи со смертью и не хотеть умирать, а можно хотеть жить. Чувствуете разницу?

Если мне моя жизнь нравится, если она приносит мне удовольствие, радость, мне будет хотеться оставаться в этом процессе настолько долго, настолько это возможно. Я буду хотеть жить эту прекрасную и интересную жизнь. Именно это моё горячее желание будет способствовать тому, чтобы заботиться в том числе и о своём здоровье. Ведь чем здоровее я буду, тем дольше смогу наслаждаться процессом. Соответственно, мне не придётся себя пинать, заставлять, не придётся бороться с сопротивлением. Я буду заботиться о себе из любви к себе и из любви к жизни.

Но если моя жизнь состоит по большей части из долгов, страданий, если в моей жизни нет места ни радости, ни удовольствиям, если я, скорее, не живу, а отбываю срок, едва ли мне захочется растягивать вот это всё. Едва ли я поверю в некое светлое будущее, которое однажды наступит, до которого имеет смысл дожить. Единственное, что меня будет продолжать оставаться — страх, вина перед близкими и долги. И тогда вопрос лишь в том, насколько страха и долгов хватит, в том, как долго они смогут перевешивать мой дискомфорт. Тогда та часть, которая боится и должна, конечно, будет топить за режим дня, отдых, диспансеризацию, правильное питание и походы в спортзал, но та часть меня, для которой жизнь — непосильный груз, будет отчаянно стремиться от этого груза избавиться, как минимум, через болезненную беспомощность. Мне постоянно придётся подогревать свой страх и посильнее себя виноватить. От этого моя жизнь будет нравиться мне ещё меньше, потому сил на преодоление сопротивления будет уходить всё больше.

Но что, если есть другой путь? Что, если направить усилия не на то, чтобы преодолевать собственное сопротивление, не на войну с собой же, а на то, чтобы добавить в собственную жизнь чуть больше удовольствия? Возможно, тогда и не придётся себя заставлять оставаться в этой жизни подольше?

Аналогично, кстати, работает и в других сферах. Например, с деньгами.

Очевидно же, что деньги человеку, живущему в современном мире, нужны. Без денег жить сложно. Значит, нужно уметь зарабатывать деньги, и не просто уметь, а зарабатывать. Очевидно же. Вот только часто можно наблюдать, что весь этот процесс со скрипом ползёт сквозь килотонны сопротивления, с постоянной необходимостью себя заставлять, сквозь вину и под тяжестью долга. Как будто не для себя человек старается.

А для себя ли?

Если большая часть заработанного расходится на обеспечение чьих угодно нужд, но не моих, если даже на себя я трачу каким-то таким образом, что оно почти не радует, если удовольствие и радость ждут меня лишь в гипотетическом будущем, а пока я не особо представляю, что это такое, и стоит ли оно в будущем того, чтобы работать тяжело и упорно сейчас, едва ли я буду испытывать особый энтузиазм при слове «работа». Тогда мне будут необходимы дополнительные способы самомотивации, чтобы продолжать работать. Тогда я буду работать под гнётом вины и долга. Тогда я буду мечтать о такой работе, которая сама по себе будет в удовольствие, и каждый раз буду разочаровываться, не находя, потому как даже самое любимое дело, которое я должен делать на постоянной основе, ориентируясь на требования начальства или заказчика, редко бывает в радость всегда-всегда. Тогда велик риск, что дополнительная мотивация, хоть позитивная, хоть какая, однажды не сможет перевесить моё сопротивление, я просто не смогу больше ничем и никак себя заставить работать.

Но что, если есть другой путь? Что, если направить усилия не на то, чтобы преодолевать собственное сопротивление, не на войну с собой же, а на то, чтобы сделать себе хорошо уже сейчас. В рамках возможного. Тогда и уровень моей работоспособности подрастёт, и понятнее мне станет, зачем я, вообще, работаю. Тогда и будет желание искать новые способы зарабатывать больше, чтобы жить ещё лучше, не когда-нибудь, а уже сейчас. Возможно, тогда и не придётся себя заставлять?