Съёмкой архитектуры начинающие фотографы часто пренебрегают — и очень зря. Каждое городское здание или сооружение концептуально разрабатывается ещё на этапе проектирования. Его геометрия, линии и детали идеальны, и при правильном подходе всё это помогает делать удивительные снимки.
Разобрались, какая техника пригодится для захватывающих архитектурных фото, дали базовые советы по съёмке днём и ночью, композиции и другим важным аспектам.
Оборудование для съёмки
В жанре архитектурной фотографии наиболее ценится дорогая tilt-shift оптика. С ней можно избежать искажения геометрии объектов, создавать сложные композиции и т. д. Тилт-шифт объективы удобны и эффективны во всех сценариях архитектурной съёмки. Но можно обойтись и камерой с классической оптикой, штативом, ND-фильтром. Чем сильнее навыки, тем проще работать. Фотографии, способные удивить друзей и знакомых, можно делать и на смартфон. Главное — знать базовые правила и почаще практиковаться.
Отлично подойдёт для архитектурных фото популярный и относительно доступный беззеркальный фотоаппарат Canon EOS R. В качестве объектива к этой модели просятся Canon RF 16-35 мм f/4 для широкоугольной съёмки или Canon RF 24-70 мм f/2.8L для вариативности в выборе композиции. Подойдут для архитектуры (неожиданно) и телеобъективы 70-300 мм: с ними легко наполнить кадр, убрать все лишнее и экспериментировать.
Базовые настройки камеры
Чтобы обеспечить удачную резкость, стоит активировать режим приоритета диафрагмы и выставить f/8. В условиях яркого дневного света ISO выгодно устанавливать со значением 100. Выдержка — на 1/80 с, но этот параметр лучше определять на глаз и ориентироваться на фотографии, которые иногда получаются слишком тёмными или, наоборот, яркими. Эксперты рекомендуют начать с 1/125 c и напоминают: при значения меньше 1/60 с без штатива не обойтись.
Горизонт и геометрия
Заваленный горизонт на фото убивает всю красоту композиции и саму идею фотографии. На большинстве фотоаппаратов, даже на советском «Горизонте», есть встроенный уровень горизонта, заметный в видоискателе. У технологичных камер горизонт электронный, выполненный в виде отчётливой полоски на дисплее. На моделях Canon ровный горизонт отмечается зелёной линией. Нужно не забывать отслеживать правильное положение камеры, чтобы не испортить фото.
Вторая типичная проблема при съёмке архитектурных объектов — искажения. Высокое здание, устремленное в небо, на фотографии может получиться неестественно наклонённым. Если tilt-shift объектив недоступен или на руках только смартфон, самое простое решение — отойти от здания подальше, а потом увеличить масштаб.
Читайте также:
Что такое дисторсия объектива и что с ней делать
Композиция и детали
Рано или поздно фотографии отдельно стоящих зданий и небоскрёбов наскучат. Чтобы разнообразить фотоколлекцию, ищите необычные сюжеты и используйте элементы городской инфраструктуры. На снимке ниже фотограф включил в кадр забор. Он привнес новизну и стал указателем, направляющей линией, которая ведёт взгляд зрителя в нужные зоны кадра.
Читайте также:
Линии как элемент композиции в фотографии
Сбалансировать снимок городских строений поможет известное правило третей. На любом смартфоне или камере есть сетка, которая делит кадр на девять прямоугольных зон. Слегка смещённый объект, расположенный вдоль образованных линий или на их пересечении, смотрится захватывающе и выигрышно. Используйте штатив, чтобы добиться идеальной компоновки кадра.
Читайте также:
Фотография с нуля — основы композиции
Экспериментируйте с объектами из разных материалов. Выберите центральной идеей стеклянные витрины, стальные балки, кирпичную кладку, каменные перекрытия. Каждый материал несёт в себе историю и по-разному смотрится на фото в зависимости от освещения. Стекло раскрывается при солнечном свете, отражая естественно голубое и чистое небо, кирпич приобретает приятный тёплый оттенок под предзакатными лучами или в свете ночных фонарей.
Читайте также:
Поляризационный фильтр: как работает, как фотографировать с ним
Преобразование статичных сцен
Недвижимые постройки монументальны, величественны и сами по себе красивы. Но иногда стоит добавить кадру динамики — и композиция станет неповторимой. Поставьте длинную выдержку, чтобы небо или вода пришли в движение. Дополнительно можно воспользоваться ND-фильтрами или CPL-фильтрами. С ними вы сможете:
- ограничить световой поток, чтобы фотография не получилась пересвеченной;
- реализовать художественный эффект размытия (днём и ночью);
- добиться эффекта дымчатой воды или акварельного неба;
- избежать съёмки быстро движущихся объектов, которые мешают композиции кадра.
Масштаб
На фотографиях, где единственный элемент композиции — здание, очень сложно оценить его реальный размер. Не всегда удаётся передать истинный масштаб сооружения с помощью одного лишь ракурса. В таких случаях стоит включить в кадр мерило сравнения, чтобы мозг зрителя моментально сопоставил знакомый ему по размеру объект с тем же зданием, куполом и т. д.
Перспектива
Чтобы создать интересную перспективу, как на фото с иранской башней, не зацикливайтесь на съёмке с уровня головы или талии. С помощью хорошего штатива можно опустить камеру к земле, придав композиции драматический эффект. С такой перспективой отлично получается подчеркнуть передний план (мощёные улицы, элементы инфраструктуры).
Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке
Полнокадровая камера для ночных фотографий
Достойный полнокадровый фотоаппарат — большая глубина цвета, широкий динамический диапазон, опция ультраширокой съёмки (с подходящим объективом). В контексте архитектурных фото эти возможности прекрасно сочетаются с целевыми задачами. С полнокадровой камерой можно захватить неожиданные объекты в тенях, увидеть все цветовые переходы вечернего неба, устроить чёрно-белую фотосессию города и получить максимальное число оттенков серого.