Найти тему
Тайны и люди прошлого

Тайна картины с француженками в ванне. Чем это они заняты?

Попробуем скрасить будни попыткой разгадать тайну загадочного портрета.

Сразу сознаюсь: «цензурные» плашки на определённых местах дам – моих рук дело. Все-таки попробуем с их помощью избежать блокировки блюдущего мораль Дзена. Видели на Дзене много и более открытого? Да, я тоже. Но, видимо, им можно, а мне – нет. Проверено на практике)) На этом жалобы автора на тяжкую долю закончены и начинается самое интересное.

Картина и полицейский участок

Известно, что это полотно (безо всяких цензурных плашек) украшало парижскую префектуру полиции в середине XIX века. Кто был художником и как полотно оказалось в полиции? Эти тайны не разгаданы до сих пор. Зато вскоре месье полицейские заметили, что картина привлекает слишком уж пристальное внимание посетителей. Тогда служители закона скрыли картину ширмой, а спустя некоторое время поняли, что полотно было украдено. Комедия положений, не иначе!

В 1891 году картина была найдена на аукционе, где её купил некий частный коллекционер. Но уже в начале ХХ века картина была выкуплена Лувром, где и экспонируется по сегодняшний день.

В чем же смысл?

Название картины – «Габриэль д’Эстре с сестрой». Художник остался неизвестен, но явно относится к школе Фонтенбло. И как все картины этой школы, полотно наполнено символизмом.

Все внимание зрителя вначале притягивают дамы, находящиеся в ванне.

Тут необходима небольшая историческая справка. Дело в том, что во времена написания полотна французы не считали чем-то скандальным нахождение в ванне нескольких женщин. Во Франции XVI века вполне обыденным было совместное принятие ванны вдвоем или втроём. Ванны принимали в косметических, а не гигиенических целях, нередко наполняя воду ценными маслами либо вином или молоком. Так чего ради каждого отдельного аристократа продукт переводить?

Бросается в глаза фамильное сходство дамских лиц и симметрия их поз.

Искусствоведы считают, что дама справа похожа на Габриэль д’Эстре, а рядом с ней одна из пяти ее сестёр.

Габриэль д’Эстре
Габриэль д’Эстре

Обещать - не значит жениться

Габриэль д’Эстре — фаворитка короля Генриха IV Наваррского, того самого, чьей официальной женой была Маргарита де Валуа, «королева Марго». К тому моменту, когда Генрих стал королем Франции, Габриэль уже родила от него троих детей. Генрих обещал ей жениться, но обстоятельства оказались сильнее его желаний. Сначала Маргарита Валуа годами не соглашалась на развод, а потом Генрих ощутил на себе гнет долгов и расходы на завоевание короны.

Поэтому, когда в 1599 году бездетный брак с Маргаритой де Валуа был наконец расторгнут, годами обещавший своей любовнице жениться Генрих IV передал Габриэль коронационное кольцо в знак того, что свадьбе вскоре быть.

При этом он же стал вести переговоры с Италией о необходимости своего брака с богатой невестой Марией Медичи. Как бы Генрих разрешил эту ситуацию, неизвестно, но в апреле этого же года у беременной в четвертый раз Габриэль случился приступ эклампсии, и она, родив мертвого мальчика, вскоре умерла. Есть и другая версия, согласно которой, Габриэль была отравлена начиненным ядом апельсином, чтобы не мешать осуществить заинтересованным лицам брак Генриха с Медичи. В любом случае для нашей истории следует запомнить, что Габриэль был обещан скорый брак, и она была беременна.

Странный и вызывающий для нас жест брюнетки с полотна, которым она щиплет за грудь свою соседку, на самом деле указывает на беременность Габриэль д’Эстре.

Еще одна важная деталь: кольцо с сапфиром

фрагмент
фрагмент

Благодаря своему цвету сапфир считался символом надежды и созерцания.

В указанном случае кольцо символизирует надежду на исполнение обещания короля жениться. Так как брак еще не состоялся, кольцо не надето на палец, как у замужней женщины.

Главную загадку полотна хранит вышивальщица в глубине картины

-4

Если с частично попавшим «в кадр» мужчиной все достаточно просто - это символ короля в виде античного героя (Генрих любил олицетворять себя с Гераклом).

То вот что именно вышивает швея, остается загадкой. Встречаются две прямо противоположенные версии: от похоронного платья (если на момент написания картины судьба Габриэль уже была известна художнику), до праздничной ленты для ребенка, которого ждет Габриэль (если развязка ее беременности была еще неизвестна).

Спасибо, что читаете!

Лайк 👍и подписка должны помочь в рекомендациях статьи. Но это не точно))