Найти тему
SANTENS 360

Маркетинговые бонусы аптек


В Госдуму внесли законопроект, ограничивающий доходы аптек от рекламы лекарственных средств. Максимальный размер платы за услуги по продвижению препаратов будет составлять 5% от цены товара. Документ размещен в электронной базе нижней палаты парламента.

Подобная инициатива была представлена в 2020 году. Тогда законопроект внесли депутаты фракции «Единой России». Это было сделано «для комплексного и стабильного обеспечения» граждан лекарственными препаратами, а также для предупреждения монополизации розничного рынка, говорилось в пояснительной записке.

В ответ на данную инициативу владельцы крупных сетей аптек заявили о возможном поднятии розничных цен на жизненно важные лекарства на 20%, так как механизм, продвигающий препараты определенных марок, приносит аптекам значительные доходы.

Руководители аптечных сетей утверждают, что маркетинговые бонусы от производителей помогают им выжить в условиях низкой рентабельности. Сами же фармацевты относятся к вознаграждениям крайне негативно, говорится в пояснительной записке. По результатам исследования аналитической компании RNC Pharma и сервиса «Доктор на работе», 32% опрошенных отметили, что маркетинговые акции отвлекают от работы, а также вынуждают фармацевтов навязывать покупателю то, что ему не требуется. В целом 72% опрошенных сотрудников аптек отрицательно относятся к этой практике.

Также авторы законопроекта отмечают, что дополнительное вознаграждение аптечным сетям за продвижение лекарственных препаратов затрудняет производителям финансирование новых и инновационных лекарственных средств, проведение клинических исследований и модернизацию производственных площадок. Это приводит к дефектуре, сложностям в импортозамещении и удорожанию лекарственных препаратов для потребителей, считают депутаты.

Против инициативы выступили в Ассоциации независимых аптек и маркетинговом союзе "Проаптека". Альянс фармацевтических ассоциаций, в свою очередь, предложил парламентариям доработать инициативу – соответствующее письмо получил руководитель думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Аргументируя свое предложение, лидер СРЗП Сергей Миронов заявил, что проект закона направлен на поддержку наименее обеспеченных групп россиян. Политик утверждает, будто "аптечные сети берут с производителей неприличную плату за продвижение препаратов", и "этого быть не должно". Он уверен, что принятие закона Думой, напротив, приведет к снижению стоимости лекарств.