Найти тему
Павел Рябчиков

О самых и не самых лучших учениках, или Не всё так однозначно (с)

Перефразируя Льва свет Николаича Толстого, все хорошие ученики похожи друг на друга, а не очень хорошие - не очень хороши каждый по-своему 😉

Мы как-то с коллегами в чатике обсуждали вопрос - а зачем вообще репетиторы нужны, если вокруг столько бесплатных материалов - бери да учись на здоровье? И в самом деле, задумываешься.

Результат генерации по запросу "Онлайн репетитор в растерянности: вокруг столько бесплатных образовательных материалов - и текстов, и видео, а ученики всё равно предпочитают заниматься с ним за деньги", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Онлайн репетитор в растерянности: вокруг столько бесплатных образовательных материалов - и текстов, и видео, а ученики всё равно предпочитают заниматься с ним за деньги", стиль: 4k

На самом деле, как мне кажется, и ученикам, и родителям просто хочется персонального внимания. И какой-то иллюзорной гарантии - но вся штука в том, что гарантии как раз никакой нет. Кто это понимает, тот учится, причём, как я говорил уже, репетитор не очень-то в этом случае и нужен. Но приятно, когда ученики с тобой советуются, задают вопросы по существу.Особенно приятно, когда у тебя получается кого-нибудь из ребят сориентировать в будущей профессии. Есть у меня паренёк один, пришёл ко мне в девятом классе готовиться к ОГЭ. Подготовки никакой не было, но сообразительный. Информатику выбрал для общей массы, лишь бы что-то сдать. В результате увлёкся программированием, мама была довольна, решили сотрудничество продолжать, теперь вот к ЕГЭ по информатике готовится, поступать парень будет на программную инженерию.

Кстати, вот такой он примерно и был)) Результат генерации по запросу "Легкомысленный ученик с розовыми волосами взялся за ум", стиль: 4k
Кстати, вот такой он примерно и был)) Результат генерации по запросу "Легкомысленный ученик с розовыми волосами взялся за ум", стиль: 4k

Ещё один парнишка, житель одного из нефтяных городов. Сначала особых успехов не проявлял, достаточно нелюдимый был, да и рвения немного было. А потом как-то вдруг начало получаться. И он у меня программирование осваивал, как Ломоносов. И вот уже кроме целевого поступления куда-то по нефтегазовой части (туда не очень высокие баллы нужны, как мне мама его сказала, и они это рассматривали как основной вариант) он возьми да задумайся о некоторых питерских вузах. А кроме того, оказалось, что парень играет на фортепиано, может посвятить этому несколько часов подряд, и что очень любит Рахманинова. Можно ли было подумать такое о подростке с грубым голосом, угловатой речью и не очень здравым (сейчас уже нет) пессимизмом?

Результат генерации по запросу "Серьёзный ученик играет на фортепиано Рахманинова", стиль: 4k. Волосы подлиннее только у парня, и очки)) Но пианино, конечно, под стать нейросетевым рукам))
Результат генерации по запросу "Серьёзный ученик играет на фортепиано Рахманинова", стиль: 4k. Волосы подлиннее только у парня, и очки)) Но пианино, конечно, под стать нейросетевым рукам))

Был пару лет назад гениальный парень. Зачем я ему понадобился - не представляю. Сам справился бы абсолютно со всем экзаменационным материалом. Пришёл ко мне за месяц до экзамена, объяснил ситуацию - нужно выйти за порог, большего не надо. Если будет немного больше - хорошо.

Так вот, в результате самого первого занятия мы не просто вышли за порог - сорок баллов.. На первом же занятии он понял и сделал ровно десять заданий, а это уже за пятьдесят баллов (если точно, то пятьдесят один). Я не просто обалдел - я рот раскрыл и до последнего занятия с ним не закрывал его.

Вот примерно такой и был, только без бороды. Результат генерации по запросу "Парень - гений математики", стиль: 4k
Вот примерно такой и был, только без бороды. Результат генерации по запросу "Парень - гений математики", стиль: 4k
Он весь состоял из математики. Он ей жил и он ей был. Он математикой думал и дышал.

Ничего удивительного, что программирование далось ему за неделю. Думаю, что туда, куда он хотел поступить, его взяли даже не по первому слову, а просто случайно увидев его выражение лица. Сто баллов по математике, сто по физике, девяносто восемь по информатике и девяносто восемь же по русскому.

Вот мне бы с такой скоростью учиться. Эх!

Девушек, конечно, пока меньше. Хотя есть тенденция к увеличению. Тоже очень разные. Был в позапрошлом году забавный и трогательный случай. В начале года пришла учиться девочка, с мечтой уехать в Питер. Сама с Дальнего Востока. Призналась сразу, что не знает вообще ничего, что ОГЭ в девятом сдала совершенно случайно, по наитию, лишь бы сдать. Но вот хочет стать инженером в области космического приборостроения. потому что интересно. Прекрасно понимает, что учиться надо серьёзно, поэтому занимались трижды в неделю (иногда, правда, заранее отпрашивалась на занятия в автошколу).

Год работала так, что восхищение стало моим обыденным состоянием.

Нет, не влюбился))

Наступает ЕГЭшная пора, русский лучше, чем думала, математика - намного лучше, чем думала, и... неожиданно расплакалась, когда узнала результаты. Мама надеялась, что будет 75-80 баллов, девочка наработала на 92. Первая мысль абсурднейшая - ЧТО Я МАМЕ СКАЖУ??? Устала. Перенервничала. немного поплакала. Бывает. Поддержали, обняли, успокоили. Подкрадывается экзамен по информатике. Благословляем, отпускаем девочку. Обещала, что обязательно отпишется, как и что.

И... пропадает с радаров. Совсем. Весь год писала в мессенджере несколько раз в неделю. Ладно. никто не обязан.

Наступает август. С незнакомого питерского номера приходит несколько сообщений. Пал Саныч, поступила. Куда хотела. На бюджет. Всё отлично! Простите, что пропала, просто так расстроилась, что НАБРАЛА МЕНЬШЕ СОТКИ, и очень не хотела Вас огорчать. Вышла с экзамена, не успев записать решение одной задачи, параллельно поняла, что неправильно решила ещё одну. горевала несколько дней (зачем? но это мы, взрослые, да и то не все, понимаем). Спрашиваю - сколько набрала в итоге? Отвечает: восемьдесят восемь.

Она меня огорчать не хотела. Горе луковое.

Есть и очень странные и несчастные дети, конечно. Которым почему-то надо высшее образование, хотя они с трудом добрались до одиннадцатого класса, и аттестат они получают авансом - вроде как на вот тебе его, только уходи и не приходи больше. Собственно, хотят они того же самого, чего добились отличники за несколько лет, только за пару недель и без усилий. И они, и родители, искренне уверены, что за довольно скромные деньги репетитор им даст волшебную таблетку, и они затмят всех детей маминой подруги.

За волшебные таблетки существует статья в УК РФ. Так что не надо так.

Вот, например, полюбуйтесь. Заявки в онлайн-школе. Пришли 16-го июня. Экзамен - 19-го и 20-го.

Особенно вторая, там, где 70 баллов хочет - пэрсик, конфэта, крэм-бруле))
Особенно вторая, там, где 70 баллов хочет - пэрсик, конфэта, крэм-бруле))

Прежде, чем браться за подготовку даже на 70 (да на любой уровень), всегда спрашиваешь - а сейчас на сколько пишете? Всегда, особенно, когда до экзамена всего несколько месяцев.

И в 90% случаев выходит, что на НОЛЬ. А когда говорят об экспресс-подготовке за несколько недель - то даже процентов девяносто восемь.

Реклама, конечно, своё дело делает. "К ЕГЭ - за месяц! Каждый второй наш ученик - стобалльник!". Дети ведутся, родители ведутся... Хотят высокий балл. Оценку. Не понимая, что оценка - это не ачивка в игре, а РЕЗУЛЬТАТ. Результат кропотливой работы в течение нескольких лет.

Ведь сын маминой подруги почему-то смог? Почему моё чадо не может?

Потому что чтобы смочь то, что может человек, пахавший одиннадцать лет, нужно, как ни странно, пахать одиннадцать лет.

Есть дети, которые не ориентируются на сына маминой подруги. С одним таким учеником я работаю сейчас, и именно в режиме ультра-экспресс-подготовки. Выработал подход - например, отличный способ не объяснять несколько раз одно и то же (когда устаёшь, а я сейчас почти тыква, это бесит значительно сильнее и чаще) - объясняешь максимально подробно, не рассчитывая на то, что человек имеет базу для понимания задания. То есть не просто "применяем автозаполнение", а что это, как работает, как понять, что работает именно это и почему. Да, с одиннадцатиклассниками не так работают обычно. И одновременно с демонстрацией экрана ведёшь видеозапись звонка в скайпе. По завершении объяснения запись останавливаешь. Видео автоматически отправляется в чат, а ты напоминаешь ученику, что, мол, всё, что я говорил - вот тут, в видео. И ведь помогло. Если на первом занятии приходилось трижды объяснять то, что должне знать семиклассник, то сейчас отлично получается. Ученик, слава труду, не очень, но умеет думать. И понимает, что я пошлю его лесом, если он скажет "я послушал объяснения, посмотрел видео и всё равно мне непонятно почему два плюс три это пять, но и три плюс два тоже пять". И да, я действительно собираюсь вколотить в парня то, чего у него не было восемь лет - умение нормально учиться. Уже после подготовки к экзамену. В процессе его обучения в вузе и становления как учителя (да, он хочет стать учителем, сам, осознанно).

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков