Найти тему
SpaceForYou

Ядерный буксир "Зевс". Перспективы и сроки на 2023 год

2009 год. Россия плавно выходит из кризиса 2008 года. Страной правит Медведев. Никто не знает, что такое Covid-19, в Киеве говорят на русском языке, а негодяи в Грузии получают убедительный щелчок по носу от военной машины РФ.

Идиллия, благодать, правильная стабильность. В эти времена в России закладывается проект ядерного буксира с помощью которого можно будет замахнуться на колонизацию Луны и Марса. Согласно первоначальным планам, буксир должны были создать уже в 2018 году, а к 2020-му отправить его в космос.

Но, президенты менялись, жизнь "перегруппировывалась" в худшую сторону, отношения с Западом сначала вышли на советский уровень, а далее достигли исторической ямы. Надо ли говорить, что ни в 2020-м, ни в 2023 ядерный буксир никуда не полетел, а точные сроки запуска уже даже не анонсируются. Итак, давайте на основе официальных источников разберемся что-же происходит с главным проектом России в космосе.

Концепция "Зевса" проста. В космос выводится ядерный реактор мегаваттного класса. Этот реактор питает "мощные" ионные двигатели на 375—750 мН. Казалось бы крохотная по меркам обычных химических двигателей мощность, но при удельном импульсе в 70 000 м/с (7140 с) такой силовой агрегат становится единственным доступным способом перемещения между дальними объектами Солнечной системы.

Главное преимущество буксира - ядерный реактор, является еще и основным недостатком. Во-первых, в космосе такой агрегат сложно охладить, а во-вторых, запуск реактора в космос таит в себе потенциальную опасность аварии с радиоактивными отходами. Представьте себе, что такой буксир в ходе запуска не сумеет занять заданную орбиту и "приземлится" над Европой или густонаселенным Китаем. С учетом его массы, сгореть в атмосфере полностью он не сможет и последствия вряд ли обрадуют хоть одну и из сторон.

фото из открытых источников Яндекс Картинки
фото из открытых источников Яндекс Картинки

Но вернемся к главному вопросу- на какой стадии сейчас находится этот проект.

Используя только официальные источники с сайта Роскосмоса и новостных агрегаторов, мы видим, что проект по-прежнему находится в состоянии тяни-толкай.

Во-первых, по-прежнему нет никакой определенности с датой запуска. Официально он уже сдвинут на 2030-е, а по меркам современной РФ все в горизонте 10 лет имеет статус "никогда", ибо за то время на всех участках по 2-3 руководителя и каждый следующий, будет переводить стрелки на предыдущего.

Во-вторых, в РФ до сих пор нет носителя, который сможет вывести такую полезную нагрузку на орбиту 800 км. Перспективная Ангара А5В находится примерно на той же стадии, что и сам ТЭМ.

фото из открытых источников Яндекс Картинки
фото из открытых источников Яндекс Картинки

И в третьих, а куда в итоге полетит сам космический буксир? Напомню, что исследованием дальнего космоса дальше Марса в мире сегодня занимается лишь одна страна и это США. Проект буксира в 2009 году закладывался при активном участии главы NASA Чарльза бывшего главы НАСА Чарльз Болдена и шефа пилотируемых программ Эдварда Кроули, который продвигал ТЭМ для пилотируемой миссии на Марс.

Мы в Telegram

После того как сотрудничество было свернуто в 2014 году, проект остался в статусе перспективного, однако без полезной нагрузки, т.к. РФ не имеет конкретных планов по освоению дальнего космоса. Такие полеты требуют как бюджета, так и наличия доступа к дорогостоящей импортной электроники. Надо ли говорить, что ни того, ни другого в РФ нет.

Анонсированное в 2023 году сотрудничество с Китаем также вызывает ряд вопросов. Во-первых, Китай к этому году вполне возможно осилит создание собственного ядерного буксира, а такие работы в Поднебесной активно ведутся. А кроме того, есть ли уверенность в том, что сроки с 2030-го не переедут куда-то еще?

Из открытой презентации на сайте glav.su/forum/threads/1559784
Из открытой презентации на сайте glav.su/forum/threads/1559784

Что касается технического исполнения, то из года в год производитель показывает разные варианты компоновки буксира, собственно по такой же схеме работает разработчик атомной силовой установки, а значит до финально-утвержденной схемы еще далеко.

Итого, подведем итоги. Пациент скорее жив, чем мертв, однако находится в коме. Из этого состояния его можно вывести исключительно конкретикой, а именно пониманием целей под которые будет реализован проект, его стоимости и сроках финансирование. Впрочем, сегодня это касается всей отрасли, которой сейчас не до фундаментальных научных исследований.