Постоянно! Ребенок должен учиться всегда! Сначала в школе, потом выполнять домашние задания и приступать к занятиям с репетитором. И еще нужно дополнительно выполнять поручения репетитора.
А лучше сразу "удавите" своего ребенка.
Я не шучу. Есть такое мнение и даже есть выдающиеся примеры, о которых все, наверное, слышали:
Если кто-то не слышал о таком "прорыве" в образовании, то посмотреть можно, например, тут. Если будете смотреть, обратите внимание на внешний вид семьи и на поведение ребенка...
Когда-то этот вопрос встал передо мной в двух ипостасях. С одной стороны, я задумался над тем, как много уроков задают ребенку в школе. Но, с другой стороны, задуматься над этим меня заставило регулярное выполнение домашних заданий со своей, тогда еще совсем маленькой, дочерью.
Задумавшись над этим я твердо решил, что не буду требовать выполнения домашнего задания ни по ОБЖ/БЖ, ни даже по истории. Но с историей мне было не сложно, потому что преподавал я ее в колледже – там, где никто сдавать ЕГЭ не будет и ВПРов нет. Моим школьникам и студентам "с головой" хватало того, что задают остальные учителя. Ну... хватало тем немногим, кто делал. Остальным всё равно, плевать они хотели.
Ставил ли я отметки по пройденному материалу? Ну, конечно! У меня в каждом конспекте урока был целый список вопросов по пройденному материалу. А манера преподавания позволяла отвечать на эти вопросы ничего не заучивая дома. Но это другой разговор...
Тогда, когда дочь была совсем маленькой, мы с женой устроили семейный "совет в Филях".
Вопросов было не много, но все сложные:
- Насколько качественно учить ребенка?
- Как быть с гулянками, поездками, свободным временем – со всем тем, что влияет на полноценную социализацию и здоровье?
- Что делать с выбором "все предметы или только профильные"?
В итоге был выработан подход, базирующийся на следующих решениях.
Мы выбираем три предмета, по которым будем сдавать ЕГЭ. Уровень знаний по этим предметам должен позволить получить такое количество баллов, которое соответствует отметке "отлично" или, на худой конец, отметке "хорошо". Этими предметами стали русский и китайский языки и отечественная история.
Помимо полноценной отработки всей школьной программы (реализация которой в школе, кстати, на протяжении всех лет обучения показала себя отвратительно по китайскому языку и истории и удовлетворительно по русскому языку) был найден репетитор по китайскому. По истории "репетиторствовал" дочь я сам, а по русскому языку ей помогала жена. Русский, в основном, "лежал" на самой дочери.
Все остальные предметы изучаются ознакомительно. У нас совершенно не было желания пополнять армию "манкуртов", которых с избытком выпускает наша "профильная" система обучения. Ребенок должен иметь по этим предметам не ниже "четверок" в году (тройки в четвертях допускаются, хотя их было только две за все время). Кроме того, должен внимательно читать все параграфы в книгах, даже если их "не задают " на дом. А не задавали их часто, почти всегда. Если вдруг ребенок считает, что параграф состоит из мути и воды (такое встречается, например, в учебнике "Обществознания"), то он спрашивает меня, нужно ли ему это читать. Такое случалось частенько; я оставлял к чтению только отдельные пункты.
Например, учебники по географии и астрономии у нас были отличные, очень познавательные. Но учителя не задали домашнее задание из учебников ни одного раза за все годы обучения. О том, как в нашей (да и не только) школе учили я снял целое видео с конкретными примерами.
Конечно же, выполнение обязательной программы пристально и регулярно контролировалось, а любое отлынивание пресекалось. Для этого нужно иметь полноценный контроль над своим ребенком. Формула проста и работает всегда: сначала воспитание (и контроль), потом обучение. Конечно, на этот "кирпич" можно не обращать внимания, увлекшись различными современными и не очень "подходами" и "методами", но в таком случае он обязательно ударит по голове позднее.
За всё время обучения проблемы возникали только два раза (те самые две "тройки" в четвертях) в шестом и седьмом классах. "Не шла" физика. Приходилось тратить время летом, проходя заново учебники шестого и седьмого классов. А заодно объяснять дочери, что следить за своими отметками и вовремя их получать/исправлять должна она сама, чтобы не тратить летнее время.
Такой подход, с одной стороны, не позволял удовлетворить родительские амбиции (твой ребенок должен быть самым умным, самым-самым везде), но зато не отдалил нас от дочери и не покорежил ее социализацию. Это бы обязательно случилось, если бы мы давили сильнее. А кроме того, позволил иметь необходимое для гулянок и личных интересов время. Об этом есть интересное интервью с антропологом Дробышевским:
Но и без Дробышевского и других известно, как часто у детей сегодня проблемы от отсутствия друзей, от желания влюбленности, от скучного и однообразного образа жизни. Или наоборот, когда они только и делают, что гуляют/пьют/размножаются/употребляют наркоту. Я знаю много детей, которые ненавидят своих родителей на почве обучения или таких, которые находятся в постоянных неврозах вплоть до нервного тика на лице. Мы этого избежали. Было время и на гулянки, и на увлечения. О том, как увлекательно, например, можно проводить время с ребенком в деревне я писал тут.
Оставался один вопрос. Почему бы не "загнать" ребенка до такого состояния, в котором он сможет написать все ЕГЭ на сто баллов или близко к этому? Ведь это возможно запросто. Почему всего лишь пятерка? Ответ сложился из следующих аргументов:
- Здоровье и личное время, о чем я уже писал выше,
- Фактическое отсутствие возможности поступить "на бюджет".
Действительно, за время работы в московской системе образования я видел своими глазами многое. Видел (и сам получал), как получали призовые места в "самом прозрачном и некоррумпированном конкурсе WorldSkills" (нет), где на самом деле имена победителей заранее известны на девяносто пять процентов. Видел, как заваливают неугодных и протаскивают угодных к первым местам на олимпиадах от районного до регионального уровней. Я видел, как посредственному школьнику купили девяносто семь баллов ЕГЭ. Видел, как другому посредственному школьнику баллы не покупали, но просто купили место в ВУЗе по квоте. Я сам покупал "золотой значок" ГТО далекому от спорта ребенку. Я знаю, что проходной балл "на бюджет" на выбранные для поступления специальности находится в районе трехсот и даже выше! То есть, ты должен быть идеальным учеником, постоянным волонтером и отличником ГТО... Не смешите мои тапочки!
Ну и вопрос: а для чего? Для чего, если ребенок все равно будет учиться на "платном", переведясь на бюджет через год обучения?
В общем, вчера пришли результаты ЕГЭ по русскому. Семьдесят девять баллов, в то время как "отлично" "начинается" с семидесяти двух. Как говорится, "пойдет для сельской местности". "Семьдесят девять" без всяких стрессов, страхов и тому подобных сопутствующих явлений.
Ждем результатов по истории и китайскому и выбираем специальность!
Вот тут ещё написано о том, как выявить склонности ребенка и организовать соответствующее обучениt с минимальными затратами. Если Вам это только предстоит – читайте!
Многие мои статьи "Дзен" ограничивает в показах. И, хотя я считаю, что качество важнее чем количество, наше с вами количество тоже должно расти. В этом поможет распространение ссылок на статьи. Если есть кому, рассылайте ссылки, пожалуйста!