Найти тему

Стратегия и тактика обучения ребенка. От 1 класса до ВУЗа.

Родители должны совершенно четко знать, что, как и в какой последовательности делать начиная с первого класса, чтобы ребенок выучился, вырос здоровым и поступил в ВУЗ. О том и речь.

Очень тяжело сейчас "дать образование". Но можно. Я учитель, насмотрелся на все это и знаю, как нужно действовать правильно. Кроме того, у меня дочь, которую мы отлично ведем к цели – поступлению в ВУЗ. Поговорим на эту актуальную тему на фоне идущих экзаменов и уже привычно сопутствующих им трагедий, когда от стресса умирают и ученики, и учителя.

Фото-коллаж "Ассоциации".
Фото-коллаж "Ассоциации".

Готовить ребенка к экзаменам и поступлению в ВУЗ сегодня должны родители. Это уже свершившийся факт. А факты, как говаривал Воланд – «самая упрямая в мире вещь». Школа нам, родителям, в этом может только помочь. Если мы сами будем действовать правильно. Потому что, если мы ошибемся, то школа будет мешать. Удивительно звучит, но это уже так.

Начнем с того, что Вы должны контролировать своего ребенка. Я не отрицаю, что есть такие дети, которые хорошо учатся сами. У меня жена из таких, но это не перестаёт удивлять, хотя еще несколько таких детей я видел за свою многолетнюю школьную практику. А факты, опять же, в том, что основная масса детей – другие. Они не учатся хорошо сами. В этом как раз нет ничего удивительного. И плохого. Тоже нет. Знаете, говорят, «вода дырочку найдет». Так вот, эта народная мудрость выражает закон, согласно которому и человек в том числе «желает» затрачивать как можно меньшее количество энергии. И если можно не делать, скорее всего, он делать не будет.

А есть и другая мудрая поговорка о том, что «без труда…» – вы знаете. Так вот, чтобы ребенок трудился, его надо заставлять. Уговаривать, убеждать, увлекать – называйте, как хотите. Но даже если степень принуждения будет небольшой, это все равно будет принуждение. Тем более, что работать надо регулярно и долго. И если сами Вы делать этого не будете, то лучше бросить читать на этом абзаце.

Я не говорю, что ребенок должен быть всецело под контролем. Наоборот. У него должно быть так много воли, как это только возможно. Но ключевые моменты нужно контролировать жестко, так, чтобы мысль «заплыть за буйки» очень быстро исчезала. Что это за моменты? Уважение к родителям и беспрекословное исполнение их требований, труд, систематичность – например, такие. В этих моментах единственную определяющую роль должен играть взрослый. Но речь не о воспитании, поэтому оставим и перейдем к обучению.

Цитата из фильма "Чудак из пятого "Б""
Цитата из фильма "Чудак из пятого "Б""

Сегодня очень редко какой ребенок может освоить всю школьную программу на отлично. Более того. Я, как специалист, обученный в институте всему, что наработано в области «здоровьесберегающих технологий» твердо уверен, что он и не должен этого делать. Для нормального и здорового развития ребенок должен иметь время и желание на игры, общение, постижение жизни. Он не должен проводить все свободное время за уроками. Иначе Вы вырастите психически, физически или социально больного человека. Единственный период, когда возможно освоить школьную программу на отлично – младшие классы.

Младшие классы. Сам ребенок учиться не сможет. Ему нужна постоянная помощь родителей. Вы не должны уроки делать за него, но Вам придется делать их вместе с ним. Каждый день. Каждый урок. Для этого можно и нужно чередовать. Сегодня мама, завтра папа, послезавтра очередь бабушки или дедушки и так далее. Во-первых, Вы будете меньше утомляться, а значит творческой энергии и терпения для такой работы будет больше. Во-вторых, что бы мы о себе не думали, мы не являемся лучшей социальной моделью поведения. И чем больше родных людей будет заниматься с ребенком, тем лучше для его социального, интеллектуального и психического развития. И не беда, если с одним родным человеком ребенок хочет заниматься, а с другим не хочет. Это повод задуматься и, может быть (только может быть) что-то изменить. Ни в коем случае нельзя с малых лет приучать ребенка избегать трудностей и исключать из процесса "неудобного" родственника.

Если видно, что ребенок систематически испытывает одни и те же затруднения при выполнении заданий, значит на эту область знаний надо обратить усиленное внимание. Помимо уроков Вы должны этим заниматься. Тяжело. И Вам и ему. Но возможно. А вот если это не сделать сейчас, то потом будет почти невозможно. Делать это желательно максимально творчески. В начальных классах это легко организовать, надо лишь подумать. Геометрии можно научить в песочнице, арифметике в игре и так далее. На Ваших плечах ни много, ни мало – задача по направлению тоненького ручейка в океан жизни.

В средних классах учить всё уже нельзя. Школьная программа сегодня переполнена оторванными от жизни теоретическими «знаниями». Я имею в виду, например, заумные определения, смысл которых не всегда понятен с первого раза даже взрослому. Их, но далеко не только их. Убежден, что на начальной ступени всё это и стало вноситься в программу для того, чтобы наши дети не учились. На следующей ступени на этом теоретическом бреде делают карьеры и пишут диссертации. На следующей ступени настаивают из инерции и психологических комплексов и так далее. Вам это не нужно и не верьте никому, кто говорит, что это нужно.

Фото-коллаж "С голубого ручейка".
Фото-коллаж "С голубого ручейка".

В средних классах у Вас с ребенком должно быть две задачи. Первая задача – ребенок должен понимать смысл всех предметов. Если это будет, то ниже четверки отметок у него быть не должно. Это не просто. Бывали такие моменты, когда у моей дочери выходили и тройки в четверти. Но связаны они были, обычно, не со знанием предмета. Она не следила за накопляемостью отметок, не подходила за объяснением неясных моментов… Да! В средних классах Вы уже не делаете уроки с ребенком! Но функции по ежедневному контролю с Вас никто не снимал.

Это можно организовать по-разному. Я делал так. Уроки проверял почти каждый день, но выборочно. Если выяснялось, что урок сделан плохо, то проверял все уроки в этот день. Один раз в неделю проверял отметки. Вы должны максимально приучать ребенка к самостоятельности. Он должен понимать, что качество уроков – только его задача. Понимать, что за отметки с него спросят, но вот следить за их количеством, исправлять должен он сам.

Единственным наказанием за ошибки в этом деле – не подошел за объяснением непонятного, не исправил отметку и т.д. – должна быть дополнительная работа. Плохая отметка по физике – в выходные гуляем меньше, работаем больше. И так далее. Еще раз говорю – для того, чтобы все это работало так, Вы своего ребенка должны идеально контролировать. Перечить Вам по существенным вопросам он не должен. Все остальное – да пусть проявляет своеволие сколько хочет! Спорит о том, что ему есть на завтрак – пусть спорит. О том, что носить, где гулять – сколько влезет. Конечно, рамки должны быть, но не должно быть никакого авторитаризма. Ведь Вам нужен вольный, а не забитый ребенок.

Вторая важная задача средних классов в том, чтобы понять склонности ребенка. Как я уже сказал, школьная программа перегружена и освоить ее полностью не получится, да и вредно для здоровья. Более того. Система поступления в ВУЗы выстроена таким образом, что это не нужно. Хотя надо отдельно сказать, что это не значит плюнуть на остальные предметы. Их по-прежнему нужно понимать. Это – общее развитие. Это – свобода и широта мысли. Это – социальная уверенность, в конце концов. Но как же понять склонности? Об этом поговорим в следующий раз.

Всего доброго! Денис.

Продолжение разговора тут.