В России в самом разгаре школьная итоговая аттестация, которая, по сути, характеризует очень многое: от способностей и мотивации ученика до экономического развития территории. Отчитываются все: ребенок, семья, школа – с разной степенью успеха.
При этом с Единым государственным экзаменом, как с любым комплексным инструментом, можно и нужно работать, совершенствовать его. В то же время важно не утратить его ключевой задел. Прежде всего – успешное выполнение роли социального лифта, расширение доступа к высшему образованию, низкие риски субъективности, экспертность и прозрачность – всё то, чем часто не обладают аналогичные зарубежные системы экзаменов. О вкладе разных факторов в копилку баллов ЕГЭ и предпосылках успешной сдачи – в краткой подборке из материалов исследований ученых Высшей школы экономики.
В сравнении с другими
Итоговая аттестация в России – более справедливая и прозрачная, чем за рубежом. Сравнение систем школьного тестирования в разных странах показало, что ЕГЭ намного понятнее и демократичнее, чем его иностранные аналоги. У ЕГЭ есть свои недостатки, например когда идет «натаскивание» по профильным предметам, а остальные дисциплины нередко изучаются по остаточному принципу. Да и зубрежки многовато, а хотелось бы вдумчивого анализа. И всё же достоинств у единого экзамена много. И главное из них – роль социального лифта. Благодаря единому экзамену множество ребят с периферии поступили в ведущие вузы страны, что, несомненно, справедливо. Кстати, при этом система ЕГЭ мягче, чем, например, французский Le Bac. Если в России экзамены дозируются – идут с интервалом, то во Франции могут следовать один за другим. А формирование итоговой оценки вызывает вопросы: используются коэффициенты, усложняющие подсчеты.
Американские учащиеся вообще вынуждены платить за экзамены, как и в Бразилии, хотя качество школьного образования в США постоянно вызывает критику. В Южной Корее задания теста готовятся в обстановке, достойной бондианы, – в режиме строгой секретности, – а на выходе в лучшие университеты поступает лишь мизерная часть выпускников школ. Так что во многих странах экзамен действует не как социальный лифт, а как жесткий барьер, сдерживающий возможности.
Что влияет на результаты?
Успешную сдачу экзаменов, помимо способностей и стараний ученика, определяют множество факторов. Например, много значит тип школы – в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов к экзаменационным испытаниям готовят лучше. Важен и психологический климат в учебном учреждении: насколько педагоги поддерживают учащихся, поощряют к новым достижениям и действует ли эффект сообучения, когда школьников стимулируют успехи их одноклассников. Вклад в ЕГЭ вносит и качество преподавания – квалификация и опыт учителей.
Наконец, вес имеют и управленческие решения. Что актуальнее для директора: следовать предписаниям или сфокусироваться на качестве преподавания? Если в приоритете второе, то и дети учатся лучше. А значит, ЕГЭ сдают успешнее и с большей вероятностью идут в вуз.
Школа с углубленным изучением предметов способна обеспечить ученику до шести дополнительных баллов ЕГЭ, подсчитали сотрудники факультета экономических наук НИУ ВШЭ. В этом смысле преимущество – у жителей больших городов, где много учебных заведений с углубленным изучением предметов.
Кстати, образованная семья вносит сопоставимый вклад в результаты ЕГЭ. Диплом вуза у матери – это плюс 3–5 дополнительных «очков». И тут снова лидируют города, где в среднем более образованное население. Так что в совокупности образованная семья и школа дают учащемуся плюс 11 баллов ЕГЭ.
Что мешает успешной сдаче?
До четверти выпускников московских школ поступают в менее сильные вузы, чем они заслуживают по результатам экзаменов. Этот «мезальянс» снижает их дальнейшие жизненные шансы. А причина «неравного брака» – опять-таки в школе и семье. Обычные школы почти не занимаются профориентацией и не информируют учеников о доступных и адекватных вариантах поступления.
Родители тоже могут блокировать возможности для ребенка – не дать ему пробить семейный «потолок» образования. Матери и отцы без диплома вуза не всегда разбираются в различиях между университетами, не могут дать полезный совет. В итоге даже отличники из таких семей и школ просто не рискуют поступать в лучшие вузы.
Результаты ЕГЭ снижаются при избытке родительского контроля.
Тотальное погружение семьи в учебу ребенка и подготовку к экзаменам – тоже едва ли разумно, поскольку идет во вред, отмечают исследователи НИУ ВШЭ. Ориентировать, подсказывать, подбирать дополнительную литературу, ходить на школьные собрания, где дается значимая информация, – это одно, а надзирать, контролировать каждый шаг – другое.
Первый набор действий хорошо сказывается на баллах ЕГЭ. «Правильная» родительская вовлеченность даже может нивелировать разницу в успеваемости между учениками из семей с разным экономическим статусом. Дети более «ресурсных» родителей часто учатся лучше, в силу более выгодных стартовых условий, однако разумная помощь семьи может поднять результаты школьника, даже если родители не располагают большими средствами.
А вот чрезмерный прессинг, регулярный «учет и контроль», например над выполнением домашних заданий и успеваемостью, – плохая, стрессогенная и демотивирующая стратегия для подготовки к экзаменам. Она снижает результаты экзаменационных тестов.
ЕГЭ и экономика региона
На урбанизированных территориях с благополучной экономикой и более образованными жителями подростки получают более высокие баллы ЕГЭ, показал Институт образования НИУ ВШЭ. Финансовый аспект понятен: экономически развитые регионы больше вкладываются в образование. Вдобавок на успехи и притязания школьников может воздействовать также социопрофессиональная структура и сферы занятости, преобладающие на территории.
Дело в том, что в регионах с большим человеческим капиталом, то есть там, где больше людей с дипломом вуза, в среднем выше доля опытных учителей и более образованные семьи. А значит, условий для хорошей учебы больше. Кроме того, в таких регионах немало школ с углубленным преподаванием предметов. Иными словами, там ребята чаще учатся в спецшколах и профильных классах – более перспективных с точки зрения итогов ЕГЭ.
Репетитор или...
Занятия у репетиторов приносят в копилку экзаменов всего несколько баллов.
Даже для сильных учеников эффект частных уроков для подготовки к ЕГЭ невысок, выяснили исследователи Института образования НИУ ВШЭ. По сути, речь о считаных баллах. И уж точно репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ. Так что в целом слишком полагаться на частных педагогов, качество услуг которых никто прозрачно не измеряет, не стоит.
Гораздо надежнее усердно заниматься задолго до экзаменов – это приносит в общую копилку ЕГЭ 4–6 баллов. А между репетиторами и спецшколами лучше выбирать вторые – если, конечно, важен успех на экзаменах.
По материалам научно-популярного портала ВШЭ
Подготовила Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников