Вопрос этот, конечно, очень злободневный, и ответов на него есть несколько.
Человеку, который от церкви далек, какие-то вещи, которые у нас здесь происходят, кажутся странными, несовременными, глупыми и наивными. И, соответственно, он, не желая понимать их, начинает вступать в полемику с этим.
Причем полемика эта очень часто происходит на эмоциональном подъеме, и вместо какой-то конструктивной критики человек просто начинает церковь ругать. Ну и понятно, что они ругают не организацию, а нас, священников, которые ближе к народу, и которые, в принципе, тоже очень легко доступны для критики.
Нужно понимать, что такое интернет. Это свободное для общения пространство. Здесь критика церкви и священников исходит от людей, которые скрываются под никами и псевдонимами.
Человек, вымещая свою злость и гнев, эмоции, ругая церковь, не желает при этом брать ответственность за свои слова. Ник в данном случае — это какая-то маска, за которой человек прячется. И ему кажется, что если надел эту маску, то неважно, что он скажет — ему ни за что не придется отвечать.
Вот это очень плохо.
И тут даже дело не в критике церкви как таковой. Церковь критиковали всегда, во все времена, и, в принципе, она менее святой от этого не становилась, и священники более святыми тоже. Проблема здесь в другом. Она в том, что люди разучились брать ответственность за каждое слово, ими сказанное.
В Священном Писании Христос нам напоминает на проповеди, что за каждое слово праздное, сказанное человеком, тот даст ответ на Страшном суде. И вот имеется настоящая проблема.
Мы должны с вами понимать и знать даже не заповеди и не какие-то этические категории, а правила хорошего тона. Если сказал какой-то тезис, ты должен быть готов его обосновать и за него ответить. Если ты сказал что-то на эмоциях, то,
- во-первых, этого быть в принципе не должно;
- во-вторых, если ты не прав, ты должен извиниться.
Очень часто бывало так, что в интернете критика на церковь выдвигается такая, которая не стоит и выеденного яйца. Если бы человек сказал это, например, мне в лицо, мы бы с ним поговорили. И как показывает практика, в течение буквально нескольких минут он бы сказал:
«Да, я погорячился».
А в интернете этого диалога не происходит. Человек сказал, вбросил эту информацию, и она висит, ничего с ней больше не бывает.
Поэтому я бы не стал тут видеть какие-то специальные происки сатаны, что тот постоянно борется с церковью. Хотя, конечно, это так и есть. Думаю, что тут больше связано с психологией человека, с его безответственностью и с тем, что людям подчас легче выбросить свои негативные эмоции на какого-то малознакомого собрата и успокоиться.
Однако это совсем не красит таких людей.
Текст основан на видео с канала «Храм святителя Тихона Задонского в Рыбинске». Также читайте: