Найти тему

Король и Шут "Отражение". Неприятие себя героем

Во втором эпизоде порассуждаем о жестокости оригинального фольклора и приданий. Обсудим, чем опасен вопрос «Почему?». Рассмотрим внутриличностный конфликт героя и возможные варианты выхода из ситуации, когда реальное «Я» не бьется с идеальным представлением о себе.

Послушать подкаст можно на любой удобной платформе по ссылке.

Песню можно послушать здесь.

Пик популярности коллектива «Король и Шут» пришелся на 2000е годы. Этот вирус не обошел и меня стороной - признаюсь, песни КиШа долгое время сопровождали меня по дороге в универ и обратно. Сейчас благодаря сериалу о группе результаты их творчества снова уверенно в топе чартов.

Честно говоря, обдумывая первые подкасты, я практически сразу внесла КиШа в список треков для разбора, но выбор песни был медленным и даже мучительным. Большинство сюжетов «Короля и шута», как настоящие сказки, можно трактовать иносказательно. И, конечно, это очень привлекательно для психологического разбора. Но выбрать-то нужно всего одну.

К слову о сюжетах, многие считают, что для сказок в их привычном понимании тексты «Короля и Шута» слишком жестокие, но оригинальный фольклор очень далек от современных рафинированных добрых сказок. Например, первая редакция сказок Братьев Гримм была рассчитана на взрослую аудиторию, и в «Золушке» сестры главной героини отрезали себе пятки и пальцы, чтобы втиснуть свои стопы в заветную туфельку. Нормальная такая сказочка. При этом и братья Гримм, и Шарль Перо, и Джамбаттист Базиле сюжеты не придумывали, а переписывали народные предания для последующих поколений. Так что в оригинальном, непричесанном фольклоре довольно много жестокости, безысходности, крови и зверств.

Тем не менее, фэнтезийные сюжеты песен «Короля и Шута» работают, как и любые сказки: помогают погрузиться в фантастический мир и отвлечься от рутины и быта, помогают задуматься о ценном, о вечном. О добре и зле, о любви, о подлости и справедливости.

И во втором эпизоде подкаста "Концерт под крышей" повод для размышлений - песня «Отражение».

«Лодка скрипит возле причала,

Лунная ночь — тревог начало

Мрачно стою, в воду смотрю,

Нет моего в ней отражения»

О чем сюжет? Действие разворачивается в лунную ночь на причале. Мы видим мрачного героя, а он не видит свое отражение в воде. Где же оно? Подсказку мы находим дальше:

«В сером мешке тихие стоны»

Герой поймал собственное отражение в мешок, здесь назревает конфликт.

«Против меня восстала сущность моя»

Конфликт с самим собой. В припеве мы можем даже услышать диалог этих двух противоборствующих сторон:

«Лихорадит душу, я обиды не прощаю

Я разрушу план твой — обещаю»

Будто здесь мы слышим то самое отражение, ту отвергнутую часть себя из мешка.

«Ты меня не знаешь, ты всего лишь отражение

Средство есть лишь одно — сгинь на дно»

И горький безысходный ответ героя, который пытается избавиться от своего отражения (от части самого себя).

На протяжении всей песни мы наблюдаем яркие переживания героя. Рок-поэзии "Короля и шута" в целом характерны склонные к самоанализу герои. Часто они умеют довольно чутко чувствовать эмоции и красочно о них рассказывать. Классный навык, кстати, - доступен далеко не всем. Послушайте только:

«Сердце моё — как трофей Горгоны

Жалости нет, во мне простыл её след

Злоба меня лютая гложет

Разум судьбу понять не может»

Здесь и эмоции, и ощущения - какую красивую метафору окаменевшего сердца используют авторы. И все это еще и когнитивным составляющим дополнено: в мыслях тоже происходит бурный процесс непонимания и неприятия своей судьбы.

«Ну почему лезть в мою жизнь вдумалось ему?»

Продолжаем наблюдать за руминациями героя. Появился вопрос «Почему?». В купе с размышлениями о судьбе, вопрос «почему» - это такой контрольный выстрел.

Он абсолютно не помогает найти решение и уж точно этот вопрос не из точки самоподдержки. Если вы замечаете за собой схожую тенденцию (в определенной ситуации застревать на поиске причины происходящего, на поиске виноватого), помните, что вопрос «почему»:

▪️ с одной стороны, дает иллюзию контроля. Как будто, если мы получим ответ, то болезненные чувства уйдут, нам станет легче.

▪️ но с другой стороны, он фактически лишает нас этого самого контроля.

«Почему» всегда направлено в прошлое («Почему это произошло со мной? Почему он так поступил?») т.е. на то, что мы уже по умолчанию контролировать не можем. И через свое «почему» мы часто застреваем еще глубже в проблеме, теряя из фокуса внимания возможности решения сложившейся ситуации, накручивая себя эмоционально.

Пик бесконтрольности мы можем услышать под занавес второго куплета:

«Мой Бог, утешь меня

Уверь, что я — это я»

Злость, горечь и безысходность накрывают героя настолько, что он взывает к Богу, как к последней инстанции. В надежде получить все-таки свою целостность, чувство идентичности. Находиться в таких эмоциях очень сложно!

Слышали фразу: «Атеист - это до первой тряски в самолете»? К Богу редко приходят путем логических рассуждений, даже наоборот, если рассуждать логически, то обычно легко прийти к противоположному выводу. Другое дело, когда человек чувствует свою беспомощность, когда невозможно справиться со своими тяжелыми эмоциями (в силу отсутствия навыка и/или очень мощного триггера). Бог в этот момент даже для неверующих может стать средством облегчения тревоги.

Итак, мы видим человека, который не может принять себя. Мы видим внутреличностный конфликт, который проявляется:

▪️ В эмоциональной сфере - через серьезные переживания и психоэмоциональное напряжение героя.

▪️ В когнитивной сфере - через руминации, нарушение самовосприятия, сниженную самооценку, противоречивость собственного образа. Песня позволяет нам увидеть метафорично расщепление собственного «Я».

▪️ В поведенческой сфере - мы видим явно саморазрушающее поведение. Герой хочет отправить часть себя на дно.

Как выражается неприятие себя в жизни?

▪️ Это может быть отвержение себя в целом (когда реальное “Я", которое есть сейчас, не бьется с идеальным представлением о себе - "Какой я должен быть")

▪️ Это может быть отвержение отдельных частей тела (фигуры, кожи, формы носа или груди и т.д.) или же неприятие определенных черт характера, свойств личности.

По факту мы не признаем какую-то часть себя.

Этот конфликт долгое время может проходить в пассивной форме. В этом случае своя неполноценность (неуверенность), как правило, успешно компенсируется либо внешними атрибутами (материальным благосостоянием, ролями, статусом) «Был я богат» (с) либо определенным поведением. Тут приведу две возможные полярности. Первая - это стараться нравиться окружающим (чрезмерная угодливость людям), часто в ущерб своим желаниям и интересам. А вторая - это демонстративно занимать авторитарную позицию, не подпуская никого близко, отрезая тем самым сферу близких доверительных отношений. И то, и другое - это способы уйти от дискомфорта и от неприятных ощущений, спрятаться, надеть маску.

Но это довольно большое фоновое напряжение! Сколько нужно тратить сил, чтобы постоянно маскироваться и следить, чтобы никто не заметил подвоха? Под всем этим лежит фоновая тревога и страх разоблачения, а также одна из самых неприятных и труднопереносимых эмоций - стыд. Стыд за свою неполноценность.

Каждое столкновение с ситуациями и триггерами, где выявляется несоответствие реальности с идеальным образом себя может приводить к невротическому состоянию, переводя внутренний конфликт уже в активную фазу.

Активизируется самобичевание и самокритика, человек проваливается в никчемность, появляются яркие негативные эмоции. Вплоть до агрессии, которая может быть направлена вовне (на других людей, на психолога в терапии). И агрессия может быть направлена вовнутрь (как в случае с нашим героем).

Тогда речь идет об аутоагрессии. Это может быть саморазрушающее поведение и мазохизм. Либо более кардинально - самоповреждение, парасуицид (суицидальная попытка) и реальный суицид.

«Средство есть лишь одно — сгинь на дно»

Вот и наш герой видит решение проблемы в виде пути «на дно», пытаясь убить ту свою часть, за которую стыдно, которую герой считает виноватой во всех своих бедах.

Звучит устрашающе.

Но цель любого внутриличностного конфликта - не убить и разрушить человека, а намекнуть, что небходима перестройка, адаптация к новым условиям. То, что раньше так или иначе работало, теперь не работает. Конечно, это большой стресс и напряжение. И конечно, любой внутриличностный конфликт может стать деструктивным, когда адаптации не происходит, двойственность личности усиливается и перерастает в затяжной жизненный кризис. Но любой внутриличностный конфликт может стать и конструктивным - в этом случае он превращается в источник нового более качественного витка жизни, помогает самосовершенствованию. Часто это требует кардинальной перестройки всей ценностно-мотивационной базы, наработки новых навыков, пересмотра своей жизненной стратегии (поведения по отношению к себе и к другим людям).

Т.е. свет в конце тоннеля все-таки есть. Но для этого придется к нему двигаться - действовать и в большинстве случаев по-новому.

Что бы я делала, если такой герой пришел в терапию?

Учитывая интенсивность переживаний героя, важно начать с простых практик, помогающих снять себя с «крючка» тяжелых негативных эмоций и руминаций. Не застревать в них. В терапии с клиентами с острыми эмоциональными состояниями мы часто уже на первой сессии учимся это делать. Благо практик и инструментов много. Кстати, в блоге я выложу один из комплексных инструментов ACT-подхода. Называется она «якорь» - с НЛП не имеет ничего общего, название очень метафорическое, но об этом уже в блоге.

Второй важный момент - учиться давать себе поддержку и заботу в этот сложный кризисный период. Это противоядие аутоагрессии, это то, что помогает не проваливаться в безресурсье. А еще, к сожалению, это то, что часто блокируется и находится под запретом. Как будто бы это бессмысленно, как будто только слабые люди себя жалеют и нюни распускают, как будто бы обязательно надо быть к себе строгим. Часто бывает так, что просто нет никакого опыта сострадания и бережной заботы к себе. Но все эти барьеры также прорабатываются в терапии.

Третий важный момент - изучить свои нерелестичные ожидания от себя, стремление к идеальности. Да и не только от себя - прояснение ожиданий от других людей, от окружающего мира также важно. Далее - понять, что именно я могу контролировать, а что - не в моих силах и вне зоны моей ответственности.

Четвертый важный момент - осознанность. Учиться замечать старые паттерны мышления и поведения, отслеживать самокритику, неприятие и осуждение себя, самобичевание, обесценивание своих достижений. Обращать на это внимание, выводить на уровень сознания из автоматизма. Учиться относиться иначе к себе, своим ошибкам, своей неидеальности.

И, финализируя, конечно, поработать с ценностно-мотивационной сферой. Любой внутреличностный конфликт требует поднастройки своего внутреннего «компаса». Провести ревизию: что ценно и важно, где сейчас дефицит, где профицит. Увидеть новое направление, куда двигаться дальше, а откуда возможно пора уйти. Что можно сделать, какие навыки нужно подтянуть. Иногда это умение выдерживать напряжение, связанное с разочарованием (в себе, в других, в обстоятельствах), иногда это умение выдерживать свой стыд, иногда это про навыки коммуникации, когда важно учиться говорить в контакте с другим человеком (о своих чувствах, потребностях, о том, что не нравится или о том, где нужна помощь), иногда - это о навыках ставить реалистичные достижимые цели.

Да, для этого придется вытащить свое отражение из мешка, не избегать проблемы, а приняв тот горький факт, что сейчас тяжело, неприятно и совсем не так, как хотелось бы, взять ответственность в собственные руки и сделать выбор в свою пользу. Не уничтожая себя и не воюя с собой, начать маленькими шагами двигаться в сторону той самой желаемой жизни.

_______

Ваша поддержка важна для развития подкаста! Не забывайте ставить лайки и делиться подкастом. Обратную связь, комментарии и предложения можно оставлять в социальных сетях автора подкаста Nenarmari:

Инстаграм* (ник - @nenarmari)

Телеграм канал

Сайт и запись на терапию

Послушать подкаст (аудио, видео-версии)

* Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)