Боярыню Морозову мы знаем прежде всего по страшной картине Сурикова.
Олицетворение непреклонности и фанатизма.
Но какой она была на самом деле?
Как ни странно, благодаря ее деятельности, это едва ли не единственная русская боярыня, и вообще женщина допетровской эпохи, чью биографию мы более-менее точно можем проследить. А за этой биографией открывается и характер домостроевской русской барыни. Скорее всего - довольно стандартный в общих чертах.
В этой части я расскажу о том времени, когда все у нее было хорошо, чтобы показать - к какой жизни боярыня привыкла и какое положение в обществе она занимала. Честно говоря - надо было умудриться оттуда слететь.
Боярыню Морозову звали Феодосья Прокопьевна (1632 - 1675 гг.). И по рождению она принадлежала к неродовитому, но шустрому роду Соковниных.
Род этот образовался недавно. Его предок выехал из Ливонии на службу русскому царю буквально за несколько поколений до нашей боярыни - при Иване Грозном. Это был прапрапрадед боярыни.
Феодосии было 17 лет, когда ее батюшка, окольничий Прокофий Федорович, удачно пристроил ее замуж за старого вдовца - Глеба Ивановича Морозова (1593 - 1662 гг.). Которому на момент свадьбы с Феодосией было уже за 50.
Это был очень выгодный брак.
Глеб Иванович имел старшего брата - Бориса Ивановича.
А этот Борис Иванович был женат на родной сестре царицы Марии Милославской - Анне.
Соответственно, был близок к царской семье, причем с большой пользой для своего кошелька.
Однако сам род Морозовых был древним, богатым и знатным задолго до этого. Собственно, такой брак Бориса Ивановича и смог состояться только благодаря исходным позициям их рода.
И среди этих исходных позиций были родственные отношения. Мать царя Михаила Федоровича в предках имела прадеда по фамилии Морозов. В общем - случайные люди в царском окружении появлялись редко.
Близость Бориса и царя Алексея Михайловича началась еще до их женитьбы на сестрах.
Борис Иванович (1590 - 1661 гг.) начинал как воспитатель Алексея Михайловича (1629 - 1676 гг.). И свое влияние на царя сохранил до конца жизни.
Состояние Бориса Морозова, которое он наживал всеми правдами и неправдами, пользуясь своим необыкновенно высоким положением при царе, было грандиозным. Кроме того, он был поклонником западной цивилизации, а не закостеневшим на Домострое ревнителем старины. И активно и сам пользовался наработками этой цивилизации и специалистов в Россию привлекал.
Но вот когда он умер - наследников у него не осталось.
И все грандиозное нажитое богатство перешло к его младшему брату - мужу Феодосии - Глебу.
Глеб Морозов в юности был спальником царя Михаила Федоровича (1596 - 1645 гг.)
Они с царем были почти ровесниками. И стали друзьями.
Михаил ему тоже доверил стать воспитателем своего сына - но другого, Ивана. Так сказать, запасного наследника, после Алексея. Но Иван рано умер.
Однако на положении Глеба Ивановича это особенно не сказалось. Он всю жизнь был наверху, на хороших должностях, и в непосредственной близости к царю.
И тоже нажил грандиозное состояние.
Он был одним из самых богатых людей России того времени - наряду со старшим братом.
И...
У него тоже не было детей!
Его первый брак продлился 30 лет, и остался бездетным.
Потом жена умерла - и он женился на нашей 17-летней Феодосье Прокопьевне. Они прожили вместе 12 лет, и за это время она родила мужу одного - единственного сына - Ивана (в 1650 году), сразу после свадьбы.
И вот - смотрите какой получился расклад к началу событий.
В 1661 году умирает Борис Морозов. И все его страшного размера богатство достается младшему брату Глебу. Который и сам баснословно богат.
Буквально в 1662 году умирает Глеб.
И грандиознейшее состояние остается его малолетнему сыну Ивану. Однако распоряжается им его вдова - молодая, 30-летняя Феодосья Прокопьевна.
И вот к какой жизни привыкла молодая красивая вдова, которая с юных лет попала к старому богатому мужу, родила ему единственного наследника, никогда ни в чем не знала отказа, была близка к самым верхам и к царской семье, а теперь еще и осталась хозяйкой, пожалуй, самого огромного состояния в России:
Все хорошо не бывает.
За неимением других интересов молодая боярыня увлеклась религией.
Это произошло еще до смерти ее мужа.
А после его смерти она ударилась в религию от всей души.
По стечению обстоятельств ее духовником был один из лидеров произошедшего тогда церковного раскола протопоп Аввакум.
Ну вот осталась женщина одна. Без поддержки мужа. Без определенного кругозора и минимального образования. И рядом с ней - духовник. Мужчина убежденный, строгий и волевой. Человек, которому она доверяла уже по его положению и по своему уровню общего кругозора, так сказать, не в состоянии была оценить его мировоззрение критически.
Я не касаюсь сейчас религиозных вопросов - и не собираюсь их касаться - я только хочу, чтобы вы представили саму ситуацию.
Молодая барыня с самых верхов, которая в жизни не слышала слова "нет", не имеющая ни жизненного опыта, ни широкого кругозора - и религиозный фанатик, который оказался в ее непосредственном ближайшем окружении и в прямом доступе к ее девственно чистым мозгам...
Продолжение следует.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.