Многочисленные исследования показали, что травма в детском возрасте оказывает более ощутимое влияние на развивающуюся психику как с психологической стороны, так и физиологической (McEwen, 2011; Smith, 1997).
Отметим, что степень тяжести психологических последствий травмирующего события и их продолжительность зависит, как минимум, от трех переменных.
- Первый фактор - объективная интенсивность травмирующей ситуации. Если травма была относительно легкой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса могут постепенно исчезнуть в течение непродолжительного времени. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.
- Второй фактор, определяющий степень травмирующего влияния ситуации, – это субъективная оценка ребенком тяжести травмирующего события.
- Третий фактор – это индивидуальная предрасположенность ребенка к развитию посттравматического стресса и других негативных психологических последствий.
Список травмирующих ситуаций, способных привести к развитию посттравматического стресса, достаточно широк: катастрофы, стихийные бедствия, пожары, пребывание в зоне военных действий, серьезные физические заболевания, продолжительная госпитализация, смерть близкого человека, физическое, насилие и т. д. (Тарабрина, 2009)
В целом последствия травмирующей ситуации выделяют острые, непосредственно возникающие во время стрессовой ситуации или сразу после нее, и отсроченные, возникающие через какой-то определенный отрезок времени (дни, недели). К первому типу относится острая реакция на стресс - транзиторное расстройство, развивающееся у пострадавших без явного психического расстройства как ответ на физический или психологический стресс (Казаковцев и др., 2017). Симптоматика обычно проявляется через несколько минут после воздействия стрессовых стимулов или событий и исчезает через 2-3 дня (часто через несколько часов) (Казаковцев и др., 2017). После стрессогенного события такими реакциями у детей могут быть страх, гнев или обида. Именно эти три элемента приводят к дезадаптации личности ребенка. При гневе ребенка у ребенка появляется агрессивное поведение, прилив сил, повышаются физиологические параметры: учащенное дыхание, сердцебиение, повышенная температура. При страхе ребенок может замыкаться в себе, отстраняется из социального мира, идет категорический отказ от общения. На физиологическом уровне отмечается обильное потовыделение, чувство холода, озноб, бледность на лице. Проявление обиды очень схоже со страхом, но здесь ребенок боится причинить вред другим и самому себе, часто при таких эмоциях фиксируется плач.
Портнова изучала реакции на стресс у 92 детей и подростков, пострадавших во время теракта в Беслане (Портнова, 2005). У всех были выявлены следующие признаки острых реакций на стресс: расстройства когнитивных функций, эмоциональная дезорганизация и вегетативные изменения. Также автор отмечает такие проявления ОРС, как флэшбеки, симптомы избегания, диссоциативные и регрессивные симптомы, галлюцинаторно-бредовые состояния. Чаще всего наблюдалась тревога, страх и нарушения сна (там же).
Черепанова пишет, что кроме многих физических и психических расстройств у детей, пострадавших в ЧС, врачами отмечались также нарушения адаптации в социуме, снижение продуктивности интеллектуальных функций, что отражается в ухудшении успеваемости, снижении познавательной активности. Острота нарушений и их проявлений связана, как правило, со степенью жестокости насилия, наличием или отсутствием физических травм у ребенка, а также уровнем семейной поддержки (Черепанова, 1997).
При этом существуют некоторые особенности переживания травматической ситуации в зависимости от возраста. Так, реакция детей старшего школьного возраста в подобных случаях напоминает поведение взрослых: они теряют чувство самообладания, ведут себя неосознанно, не отдавая отчета в своих действиях. После перенесенных стрессовых ситуаций некоторые подростки пессимистически оценивают свое будущее (Василюк, 1984). Такие дети боятся быть отверженными из референтной группы, стать изгоями. Последняя мысль побуждает нас остановиться на характеристиках старшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого будет являться интимно-личностное общение, взаимодействие со сверстниками. Так, это может быть как уязвимым местом, вследствие высокой сенситивности данного периода, так и протектором. Травматическая ситуация для подростка может изменить образ его мира, представление о людях, общении, переориентировать его смыслы, что не может ни отразиться на интимно-личностном взаимодействии со сверстниками. Такой ребенок может самоизолироваться от окружающих, потерять доверие к своему окружению, чувствовать угрозу со стороны сверстников. При этом социум может быть тем буферным механизмом, который поможет адаптироваться к жизни после неблагоприятной ситуации, найти смыслы в общении со сверстниками.
К отсроченным негативным последствиям ЧС относятся ПТСР, аффективные и психосоматические расстройства, и т.д. Данные последствия имеют дезадаптационные проявления клинического уровня. Их симптоматика может проявляться через несколько дней, недель или в некоторых случаях месяцев после травмирующего события.
ПТСР - отсрочено возникающее комплексное, индивидуальное, вызываемое острым стрессом расстройство. Синдром определяют по трем основным симптомам, которые развиваются в течение 1 месяца после травмы: 1) навязчивые переживания и сны травмирующей ситуации; 2) избегание связанных с травмой объектов; 3) симптомы чрезмерной активации. Признаки ПТСР интенсивно выражены и имеют интегрированный характер (Казаковцев и др., 2017). Они выражаются в необъяснимом страхе, чувстве беспомощности, слабости и ужаса, что приводит к возбужденному, иногда неконтролируемому поведению у детей. В течение многих лет могут возникать нарушения сна, кошмары, панические приступы, дети могут начать бояться незнакомых людей, не выходить из дома. Часто в играх дети возвращаются к травмирующей ситуации, как бы проживают ее заново. При столкновении с ситуацией, похожей на травматическое событие, могут возникать яркие негативные переживания, которые сопровождаются физиологическими проявлениями. Так, Nader провел обследование детей, пострадавших при обстрелах в школах, и выявил, что в 70% случая дети страдали ПТСР (Nader, 1990). Наблюдение детей после теракта в Беслане в 2004 году также подтвердили негативную роль травмирующего события (Вельтищев, 2005).
Также подобное травматическое событие влияет на базовое чувство безопасности у ребенка. По данным Лоу и Галео (Lowe, Galea, 2015) часть детей, переживших школьные перестрелки, боялись ходить в школу, они испытывали страх за свою жизнь, испытывают тревогу, что пережитое снова может повториться в стенах их школы. Так учебное заведение становится субъективно небезопасным местом.
В менее частых случаях возникают и другие расстройства. Исследования раннего детского травматического опыта четко установили причинно-следственную связь между детской психической травмой и долгосрочными негативными последствиями для когнитивного, эмоционального и социального развития. Дети, подвергшиеся травме, могут испытывать трудности с регулированием своих эмоций, а также с пониманием и описанием своих чувств. Это может приводить и к большому числу эмоциональных расстройств, таких как депрессия, тревожные, панические и фобические расстройства. – также состояния могут осложняться употреблением психоактивных веществ, антисоциальным поведением и пр. (Бауманн, Перре, 2012).
Таким образом, результат травмирующего события для детей, как и для взрослых, может быть очень пагубным как для физического здоровья, так и психического. В связи с этим необходимо освещать данную тему в педагогических кругах, а также создавать рекомендации и правила. Мы считаем, что психологически верные действия педагогов и других взрослых, находящихся рядом с детьми, снижают субъективную интенсивность психотравмирующей ситуации, а также уменьшают вероятность развития негативных психологических последствий в будущем.
Автор: Алексеев Илья Андреевич
Психолог, Клинический
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru