Всем спасателям посвящается, или почему не стоит играть в психологов.
Викарная травма (вторичная травматизация) — это психотравма, которую можно получить от соприкосновения с чужой болью.
Да, чтобы получить травму необязательно становиться жертвой или свидетелем чего-то ужасного. Можно пораниться о чужой рассказ, новостной репортаж, видео, статью, пост в соцсети, обсуждение на форуме и т.д.
В особую группу риска по викарной травме входят психологи, медики и люди других помогающих профессий. А также «спасатели» — те, кто привыкли в жизни спасать «жертв» и отдавать себя всего без остатка другому.
Когда и как образуется викарная травма
Как и другая психотравма, она образуется в ситуации, когда объем негатива становится больше, чем может выдержать психика конкретного человека. У каждого из нас свой опыт, уровень стрессоустойчивости, тип нервной системы и другие особенности, поэтому нельзя заранее сказать, где и когда какой-либо человек «порежется».
Но в определенном смысле в группу риска входят все люди, потому что с рождения мы все наделены эмпатией. Исключение — социопаты и люди с другими особенностями развития, при которых неразвиты зеркальные нейроны. Именно они заставляют нас чувствовать чужую боль как свою, сопереживать и сочувствовать.
Наверняка у вас было подобное: вы увидели как кто-то ударился, и у вас заломило ту часть тела, которой ударился этот человек. Так работают зеркальные нейроны.
С душевной болью так же. И чем больше трагичный опыт человека перекликается с нашим опытом, тем выше вероятность чрезмерно проникнуться и утонуть в боли. Поэтому поддерживать других стоит дозировано и лучше забыть о принципе «отдам последнюю рубашку».
Профессиональные психологи-психотерапевты регулярно ходят на личную терапию и супервизию и умеют умеренно включаться в историю клиента. В жизни игра в психолога или «Мать Терезу», увы, может быть чревата последствиями.
Как проявляется викарная травма
Раздражением, эмоциональной нестабильностью, пониженным фоном настроения. Могут преследовать навязчивые мысли или яркие образы и ночные кошмары, связанны с историей, о которую вы поранились. Могут обостриться личные переживания и тогда, например, ночные кошмары или воспоминания будут связаны с вашими травмами.
Также меняется отношение к миру — он кажется более опасным. Вы можете начать смотреть на других людей только в негативном свете, видеть только несовершенства нашего мира.
Также заметны признаки, типичные для нересурсного состояния:
- постоянная усталость, которая не проходит даже после отдыха или сна;
- фоновая тревожность;
- физическое и психоэмоциональное напряжение;
- апатия.
Если человек игнорирует эти признаки и продолжает помогать другим из последних сил, то включается защитный механизм психики — очерствение. У человека отключается эмоциональная сфера, он утрачивает способность сопереживать. Становится грубым, циничным, язвительным, равнодушным.
Кажется, пару-тройку лет назад я лично познакомилась с викарной травмой.
С 2017 года я работаю копирайтером по психологии. У меня были и есть разные проекты, я часто знакомлюсь с разными, в том числе тяжелыми историями людей. Но особенно тяжелым для меня оказался один из проектов. Правда, поняла я это не сразу.
Проект связан с детскими травмами (а у меня самой детский опыт такой себе). Читая истории реальных людей, я ужасалась, удивлялась, не понимала или наоборот понимала слишком сильно. Например, не понимала, как ребенок мог вынести СТОЛЬКО боли и удивлялась изощренной садисткой фантазии его родителей. Иногда на глаза наворачивались слезы.
Сначала я не замечала, что, образно говоря, полчаса работы над этим проектом может ушатать меня как день работы над другими проектами. И не замечала, что у меня портится настроение, активизируются личные тараканы, повышается тревожность и в прямом смысле начинает болеть душа (видимо, я от природы высокочувствительный человек, поэтому и для «счастья» мне много не надо — я часто ощущаю эмоциональную боль на физическом уровне).
Но однажды я все это заметила. Как и возникшее уже тогда раздражение и попытки минимально отгородиться от любых других историй вне проекта, «покушающихся» на мою эмпатию.
Сначала хотела отказаться от проекта, объяснить ситуацию: «Тяжело мне». Но позже нашла другой выход: существенно сократила время работы над ним. Я понаблюдала за собой и определила «безопасный» объем работы. А также стала регулярно компенсировать работу над этим проектом чем-то позитивным и приятным.
Профилактика викарной травмы
В качестве профилактики викарной травмы стоит запомнить одно правило: поддерживать других только из ресурсного состояния и восполнять личный ресурс сразу же после соприкосновения с чужой болью. А возникшие чувства — проживать и выпускать из себя экологичными способами.
Викарная травма не возникает в одночасье. Она — результат длительного и тесного контакта с чужой болью. Поэтому, поддерживая других (даже если вы «просто слушаете»), важно уделять время заботе о себе. Важно восполнять эмоциональный ресурс, например, через прогулку, любимое дело, творчество и т.п.
Можно обратиться за поддержкой к психологу или близкому человеку. Конечно, если у последнего есть ресурс и готовность выслушать вас.
Также в рамках профилактики, думаю, важно определиться: когда и кому вы вообще готовы, хотите и можете помогать. Например, если рядом удобно расположилась жертва, которой лишь бы поныть, то, может быть, стоит перестать спасать ее?
И, конечно, стоит дозировать и фильтровать информацию, которую вы получаете из новостей, социальных сетей и других источников.
Живите и процветайте! 🖖
Можете заглянуть в ВК, там анонсы статей с Дзена, юмор и психология в кадрах из фильмов 👇
Похожие статьи: