Найти тему
ИА Регнум

Русский шёпот. Осталось ли в Киеве пророссийское подполье

Можно яростно спорить на этот счет, но Киев всю свою долгую и интересную историю был русским городом и центром Руси, о чем прекрасно знали все соседи.

   Иван Шилов (с) ИА REGNUM
Иван Шилов (с) ИА REGNUM

Даже во время знаменитого польского Январского восстания, ставившего цели возвращения границ Речи Посполитой 1772 года, на флаге повстанцев появился Архангел Михаил: поляки наконец-то созрели до «триединого народа», где предводитель небесного воинства как раз и отвечал за Русь. Одновременно являясь покровителем Киева.

А вареники с картошкой и кислым творогом в Польше по сей день называют «pierogi ruskie», несмотря на попытки их политкорректно переименовать.

Тем не менее, теперь Киев напоказ украинско-патриотический, с галицким акцентом.

У тех, кто быстро и жестоко загнал многомиллионный говорящий по-русски город в рамки нового мифа, больше нет крещения Руси, «Русской правды», «едновласника и самодержавца Русского» Богдана Хмельницкого. Нет первого в Восточной Европе православного вуза — Киево-Могилянской академии, только ее уродливая, кичливая копия. Нет преподобных Антония и Феодосия, их память осквернена.

Вычеркнута петровская крепость и стремительное преображение города на переломе веков, когда был создан архитектурный облик Киева. В нем вы не найдете ни одного здания в «украинском стиле», ведь даже волнующее душу патриота барокко Андреевской церкви — елизаветинское, авторства итальянца Растрелли.

Города-героя, стоявшего в обороне все тяжкое лето 1941 года, тоже больше нет, как и послевоенного расцвета, с пафосным Крещатиком, метро и самым большим в мире грузовым самолетом. Его разбили в Гостомеле огнем артиллерии нацгвардии Украины и больше никогда не построят нового.

Украинский Киев ничего не строит, кроме планов, как что-нибудь еще поломать. Великое интересное прошлое скомкано и засунуто в грязный полиэтиленовый пакет: была только нэнька-Украина, и ничего более.

Из Киева больше не слышна русская речь — только робкий шепот, напоминающий о том, что есть еще кто-то, не принявший официальной установки на смену идентичности, хранящий в себе оставленный дедами внутренний свет. Наверное, именно такие люди в этом году 9 мая пришли в Парк славы положить цветы к Вечному огню. Одинокие фигуры на просторной аллее, где раньше на День Победы было не протолкнуться. Тень многих тысяч, притаившихся в своих «царских» домах, просторных сталинках и приунывших панельках, густо выросших в 60-70-е на месте бывших пригородных сел.

   Празднование Дня Победы в Киеве. 2021 год © EPA/SERGEY DOLZHENKO/ТАСС
Празднование Дня Победы в Киеве. 2021 год © EPA/SERGEY DOLZHENKO/ТАСС

Говорят, что они такие по своей природе, пассивные и готовые быть жертвой, дожидающиеся, «когда само рассосется». Фактически русские киевляне в подполье. Но подполье бездеятельном. Так почему они не уезжают, а уехавшие массово возвращаются туда, где жить, казалось бы, просто невыносимо?

Потому что Киев — это любовь.

Настоящие киевляне, пусть даже и в первом поколении, не мыслят себя без родного города, уютного, как бабушкина квартира. Что уж говорить про тех, чья фамилия фиксируется в документах XVII века, как у Кирилла. Прошлым летом мы говорили с ним об отъезде за ирландским виски, которые предпочитает наш интеллигентный друг, и его лицо кривилось от тоски: а как жить без Подола? А где взять такие же кофейни? Каштан на чужбине цветет совсем не так, и кровянки такой, как на Житнем рынке, не купишь, где родился — там и пригодился.

Весь город от края до края проехать на машине — около 30 километров. Причем на адрес можно ехать разными маршрутами, по настроению или дорожной ситуации, даже дворами — «киевляне знают асфальт». Насквозь по городу всегда через Днепр — зеленые острова, на высоком берегу Лавра, Выдубичи, Баба. Все это пространство тебе известно, как дома: на какой полочке что лежит, или «где-то сюда засунул, надо поискать».

Как правило, все находится, и москвичи, приезжавшие двигать проекты в тучные нулевые, не хотели назад в свою пыльную суету: бродили по тенистым аллеям, покупали квартиры, кто-то сгоряча и женился. Ведь даже географический центр Киева — это огромные цветущие луга посреди Днепра, где в понедельник утром можно ловить рыбу, слыша, как где-то в стороне громыхают мосты-труженики.

В первую очередь домой, в привычные летние запахи и пейзажи едут киевляне из Европы, где все не так, но ничего невыносимо сложного. А наша упорная Наташа, недавно удивлявшая соседей ремонтом, вдруг сенсационно родила. 3800, парень, в бомбоубежище из палаты не бегают.

Откуда в ней этот оптимизм? Наверное, от ощущения мощи и покоя, которое всегда излучал Город. Слишком он силен даже для наглых крикливых обезьян, объявивших его своей собственностью.

Киевлянин уже давно привык жить в параллельном мире. У него своя городская география, ведь каждая новая власть начинает с переименования улиц: так было при Директории, при Советах, при немцах и опять при Советах, в лихие 90-е, а теперь при бандерах с их привычкой помечать все углы, как дворовой пёс.

Поэтому никакой улицы Петлюры не существует: если мимо пробок, то с Коминтерна всегда будет левый поворот на Ветрова — и там можно быстро проскочить до Горького, чтобы катиться до самой Лыбедской.

   Мужчина лежит на одеялах, расстеленных на полу станции метро. Киев. 2022 © Yevhen Kotenko/Global Look Press
Мужчина лежит на одеялах, расстеленных на полу станции метро. Киев. 2022 © Yevhen Kotenko/Global Look Press

Так и с мовой.

Феномен тех, кто, по Булгакову, «разучился говорить по-русски с ноября прошлого года»,не уникален и не нов. «Нельзя же в самом деле отбить в слове «гомеопатическая» букву «я» и думать, что благодаря этому аптека превратится из русской в украинскую», — справедливо отмечал в свое время Михаил Афанасьевич.

Русский киевлянин привык жить в шизофреническом пейзаже, когда есть «внешний язык», который кричит на тебя с дорожных указателей и магазинных вывесок, повелевает всем официальным документооборотом и вынуждает переходить на него в каких-то безнадежных ситуациях. А есть «внутренний», на котором держится вся жизнь, помимо необходимых касаний с требованиями постоянно наглеющих законотворцев.

Да, «внешний язык» стремительно заполнил все свободное пространство, где всякую минуту ждешь окрик: «Чому не державною?» Но оказался не в силах одолеть мощную волну переселенцев с Востока, нахлебавшихся львовско-тернопольского гостеприимства и выбравших понятное для себя русскоязычное пространство.

Чужой мир пролез даже в Лавру, где теперь служат за глупого и жадного гетмана Мазепу, бездарно потерявшего всё. Зато есть построенный летописными кожемяками храм на Воздвиженке, сотни церквей и монастырей, где теплится привычный теплый мир.

Все прошлое «города на семи холмах» с улыбкой подсказывает, что этот мир всегда оказывался сильнее временных трудностей. А эти трудности, в свою очередь, всегда сильнее неорганизованных людей без какого-нибудь серьезного государства за спиной.

Те, кто вспоминает киевское подполье 1941-го, обычно не говорят, что к весне 42-го оно уже было разгромлено, как и по всей Украине. В наши дни те, кто боролся с режимом по мере сил или даже просто смеялся над ним, убиты, сидят или бежали из страны. Поэтому в своем внутреннем подполье русские киевляне не строят планов на революцию, не ищут счастья за границей, а просто живут.

Помня, что знавший все Булгаков обещал: «Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город. А память о Петлюре да сгинет».

Еще больше новостей на сайте

СВО
1,21 млн интересуются