Нередко родители говорят подросшему ребёнку, чтобы он учился на чужих ошибках, чтобы не повторял тех же действий, не совершал тех же поступков, что и другие. Так окольными путями мамы и папы намекают подростку прислушиваться к родительским советам, не просто прислушиваться, а лучше если он им будет следовать.
Тем не менее подростки не склонны рассматривать чьи-либо ошибки, даже собственных родителей. Им важнее свой личный опыт. Почему подростки так поступают? С чем это связано? А главное, как при этом вести себя мамам и папам?
Какие основные задачи у подросткового возраста? Во-первых, важно сформировать у пубертата умение владеть собой, научить принимать ответственность за собственные действия и эмоции, научить решать сложности несмотря на окружающих и другие факторы. То есть, сформировать у подросшего ребёнка автономию.
Во-вторых, в подростковом периоде может возникать множество комплексов, связанных с разными аспектами жизни. Важно развить в подросшем ребёнке уверенность в себе, научить адекватно относиться к себе и другим, сформировать самоуважение и самоотношение.
Поэтому фраза «надо учиться на чужих ошибках» не подразумевает следовать чьим-либо советам. Скорее она предлагает подростку учиться оценивать ситуацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, то есть, анализировать произошедшие ситуации. А родители, как правило, дают ребёнку уже готовые решения.
Я уже упоминала, что пубертату важно уметь быть уверенным в себе. Он должен уважать и принимать себя. В каком случае этого он достигнет быстрее: когда родители предложат ему готовые варианты действий или же когда додумается, найдёт решение самостоятельно? Думаю, ответ очевиден.
В подростковом возрасте дети изучают себя и других, изучают, как они чувствуют себя в разной среде, пробуют себя и мир на прочность.
Если пубертат будет всё время останавливаться, оглядываться на чьё-либо мнение, на то, что вот здесь опасно, а вот здесь его сил может не хватить, то он может пропустить множество спрятанных «за закрытыми дверями» перспектив.
И совсем необязательно, что, если, например, не получилось когда-то у мамы с папой или у кого-то ещё, то не выйдет у него. Только личный опыт поможет подросшему ребёнку осознать свои желания, понять, что ему нужно. К тому же нет совершенно одинаковых ситуаций, как нет и одинаковых выходов из неё.
Идёт набор в сертиф. терапевтическую группу для подростков от 16 до 20 лет. Группа аккредитована в ЕАРПП ECPP EGATIN МШГА. Часы засчитываются при сертификации индивид. и групп. психоаналитика. Четверг 16:00-17:30 (мск)
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.