«Непроницаемое лицо» — эксперимент американского психолога Эдварда Троника. Ученый изучал, как дети раннего возраста включаются в общение со взрослыми и участвуют в нем.
👩👧В начале эксперимента мы видим, как мама общается с годовалой дочерью. Они обращаются друг к другу — голосом, с помощью прикосновений и жестов.
Мама эмоционально реагирует на поведение малыша, улыбается, активно взаимодействует.
После следует пауза и мама меняет поведение. Демонстрирует ребенку лицо 😐, которое не выражает эмоции, перестает реагировать на поведение малышки.
Эксперимент заканчивается тем, что девочка отворачивается и плачет😢 .
Плач прекращается, когда мама «возвращается».
🔸Сейчас психологи говорят об общении матери и ребенка раннего возраста как о совместно разделенном переживании.
Важную роль в этом взаимном отзеркаливании эмоций, мимики и языка тела у взрослого. Работая как «увеличительное» зеркало, родитель помогает ребёнку выразить свои переживания.
Родитель демонстрирует ребенку спектр эмоций, регулирует и держит под контролем их интенсивность. Без материнского отклика ребенок теряет эмоциональную опору.
❓Почему это важно
Раннее взаимодействие с матерью закладывает фундамент эмоционального, интеллектуального и личностного развития ребенка.
Формирование эмпатии напрямую зависит от взаимодействия со значимыми взрослыми.
Подобные исследования помогли усовершенствовать систему помощи детям, оставшимся без родителей
Психологи и социальные педагоги знают, что обеспечить присутствие взрослых в жизни ребенка критически важно. Поэтому в детских домах выполняют не только хозяйственные функции, но и стараются дать заботу, например, баюкают новорождённых, говорят с ними.
Формируют программы, где дети могут взаимодействовать, есть Дома, которые выстроены по типу уютной квартиры, чтобы приблизить содержание к семейной атмосфере.
Оборудуют специальные игровые комнаты, где ребёнок с психологом проживает эмоции с помощью игровой, песочной терапии.
Изучение разделенного переживания ребенка и матери позволяет создавать методы ранней диагностики и коррекции нарушений развития, а также организовывать психологическую помощь особенным детям и обучение их родителей.