Велополоса на Бульварном кольце появилась в 2015 году и была лучшим велотранспортным проектом московской мэрии. Но чиновникам удалось испортить и ее.
Пару месяцев назад с Бульварного кольца исчез участок велополосы. На внутренней стороне Сретенского бульвара на подъезде к перекрестку с Мясницкой появилась запрещающая полосатая разметка.
Незадолго до этого на тротуаре справа, где находится вход в метро, вырос стеклянный павильон, перекрывший вид на велосипедный светофор. Светофор в этом месте очень нужен: правая полоса идет на поворот, и сигнал был настроен так, чтобы избежать конфликта между автомобилями и велосипедами. Надо было как-то решать эту проблему. ЦОДД решил ее радикально — просто убрал велополосу.
Когда я впервые обнаружила пропажу, то подумала, что дорожные службы, ответственные за нанесение разметки, просто погорячились — достаточно указать ЦОДД на ошибку, и все вернут как прежде. Но нет, из ответа ЦОДД получается, что все так и было задумано.
Замруководителя ЦОДД Ходаков объясняет решение убрать велополосу довольно путано. “Для обеспечения достаточной видимости технических средств организации дорожного движения, необходимо размещение светофорного оборудования и дорожных знаков на выносном кронштейне”, — пишет чиновник. Казалось бы, надо просто перевесить велосветофор на этот самый кронштейн. Но нет: “Учитывая изложенное, реализация предлагаемого мероприятия по восстановлению полосы для велосипедистов…на данном участке не представляется возможной”.
При этом Ходаков ссылается на ГОСТ 52289-2019 — я нарочно проверила, никаких ограничений по части вывешивания велосветофоров на кронштейнах там нет. Больше того, в Москве есть несколько мест, где велополосы есть, а специальных велосветофоров нет. Короче говоря, можно было найти какое-то решение этой проблемы. Но зачем заморачиваться: нет велополосы, нет проблем.
До появления велополосы на Бульварном кольце в в 2015-ом (единственный год, когда в Москве действительно делали велосипедную инфраструктуру, а не притворялись) этот перекресток был одним из самых неприятных. Теперь он стал еще хуже. Раньше люди на велосипедах просто держались с правого края проезжей части, а потом ждали удобного момента, чтобы пересечь Мясницкую. Теперь они должны ехать по сложной траектории.
По правилам, если на улице есть велоинфраструктура, ехать надо именно по ней. Даже если эту инфрастуктуру нарисовали идиоты. То есть, вы сперва добираетесь до конца велополосы, потом резко выруливаете в левую полосу и едете вместе с автомобилями. А дальше — смертельный номер: надо вернуться на велополосу, которая нарисована прямо по центру перекрестка. Причем, сделать это надо прямо под носом у поворачивающих направо автомобилей.
А теперь следите за руками. Если человек на велосипеде достаточно смел и проделал все, что требуют от него правила, но попал в ДТП, то виноват будет водитель, который на пропустил велосипед, следующий прямо. А если человек на велосипеде решил двигаться по более предсказуемой траектории, но все равно попал в ДТП — поездка в одной фазе с поворачивающимися машинами этому очень способствует, — то виноват будет он.
А вот ЦОДД, при любом раскладе, будет не при делах. Хотя именно они придумали такую схему движения, которая сводит людей с ума, заставляет ездить зигзагами и провоцируют аварии.
Чиновник ЦОДД Ходаков заботливо сообщает, что “в соответствии с разделом 24 Правил дорожного движения Российской Федерации допускается движение велосипедистов… по тротуару, при отсутствии обустроенной велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствии возможности движения по ним”. Переводим на человеческий язык с чиновничьего: лучше езжайте по тротуару. Интересно, Ходаков правла не знает ПДД или прикидывается: движение велосипедов по тротуару разрешается там, где по проезжей части ехать нельзя. Например, есть прямой запрет на движение велосипедов. Здесь не тот случай. И по совету Ходакова вы поедете по тротуару и случайно врежетесь в пешехода, то вся вина на вас. А ЦОДД опять останется бел и пушист.
Московский транспортный комплекс регулярно творит чудеса: открывает десятки километров новых метролиний, ускоренными темпами вводит МЦД, реконструирует и строит новые развязки. Но вот перепроектировать крохотный участок велодорожки так, чтобы не жертвовать безопасностью людей на велосипедах, ему не по силам. Эта задача оказалась неразрешимой.
Любая инфраструктура хороша ровно настолько, насколько хорош самый слабый ее участок. Так что справедливо оценивать качество велополосы на Бульварном кольце именно по этому участку — лень и безответственность московских чиновников испоганили хороший проект.