Российский винный рынок: перспективы молдавских вин
Цапелик В.Е., президент Независимого винного клуба
В 2004 г. потребление вина россиянами составило около 6 литров на душу населения, что как минимум в полтора раза больше уровня кризисного 1998 г. Двукратный рост потребления вина в ближайшие пять лет является минимальной оценкой. При сохранении высоких темпов экономического роста вполне вероятным может стать достижение максимального советского уровня потребления вина в 15 литров на человека и даже его превышение. Но уже сегодня объем российского винного рынка составляет $1,5-2 млрд., при ежегодном приросте на 20 и более процентов.
В настоящее время россиянами наиболее востребованы красные полусладкие вина. Однако намечается тенденция к росту потребления сухих столовых вин пока только в средних и дорогих сегментах. Есть надежда, что России не потребуется большой срок для формирования вполне европейской структуры потребления натуральных виноградных вин.
В недорогом сегменте (до $3-4) доминируют вина молдавского и российского производства. Причем молдавские виноделы сталкиваются с нарастающей конкуренцией российских заводов вторичного виноделия, использующих виноматериалы из стран Нового Света и Европы.
В среднем ценовом сегменте ($4-12) активно укрепляется Грузия. Молдавские виноторговцы могут занять достойное место и в этом сегменте с учетом опыта по продвижению их высококачественных сортовых вин в развитых странах Европы, Америки и Азии. Все больше признаков возвращения на российский винный рынок стран Восточной Европы (Румыния, Венгрия, Болгария), исторически занимавших на нем заметное место.
В дорогом сегменте ($12-50) доминирование Европы (при безусловном лидерстве Франции особенно в супердорогом сегменте) подтачивается бурным нашествием вин из Нового Света. Правительства некоторых стран Нового Света начинают оказывать своим виноторговцам серьезную поддержку по продвижению их вин в России. Особенно важен пример Чили. Аргентина и Австралия также намереваются активизировать продвижение своих вин в России в 2005 году. Остается только надеяться, что в ближайшее время в этом сегменте появятся и современные молдавские вина.
Усиливающаяся конкуренция на московском и питерском винных рынках подталкивает оптовые компании к активному выходу на региональные рынки, где потребление вина растет все более высокими темпами, опережающими средние для винного рынка.
У российского потребителя, к сожалению, в последние годы сложился образ молдавского вина как массового и далеко не всегда качественного. Формирование нового образа – «высококачественное натуральное вино по приемлемым ценам» — потребует значительных финансовых и временных затрат. Для молдавских производителей важнейшим правилом должна стать стабильность качества вин, поставляемых в Россию. Не секрет, что поставщики из Восточной Европы нередко теряют партнеров в России, не выдерживая первоначально согласованных параметров качества вин.
Поэтому для продвижения молдавских вин все большее значение приобретают согласованные действия экспортеров и серьезная поддержка со стороны молдавского правительства. Проведение масштабных акций в России по продвижению молдавских вин может принести весомые плоды. Немалую роль может сыграть и умелое использование возможностей, которые предоставляют российские общественные организации любителей вина и профессиональные ассоциации, в частности, винные клубы, один из которых я имею честь представлять на этой конференции.
Очевидно, с учетом мировых тенденций винопотребления молдавским виноделам необходимо перемещаться в более высокие ценовые сегменты. Улучшение виноградарства, совершенствование технологии виноделия, использование современных приемов маркетинга помогут закрепиться на бурно развивающемся российском винном рынке.
Стратегия продвижения на российском алкогольном рынке молдавского вина ‘народного’ сегмента потребленияКаныгин П.С., Председатель Совета Директоров холдинга «Винный Мир»
1. История современного молдавского вина в России:
— 1991 — 1998 г.г. — (период методики продвижения вина компаний «Дионис-клуб», «Гарлинг», «Альфа-эко» и других.
— 1999 — 2000 г.г. – период стабилизации поставок после дефолта, работа российских компаний («Дионис-клуб» и др.)
— 2001 -2002 г.г. – период подготовки к резкому росту поставок (молдавский и российский рынок)
— 2002 — начало 2004 г.г. – резкое увеличение поставок вина в Россию
— весна – лето 2004 г.г. – начало осени — определенный проблемный период
— 2005 г. – 2007 г.г.- вступление России в ВТО
— 2008 г. и далее
2. Влияние моделей создания и продвижения молдавского вина на российский рынок в целом и рынок российского вина:
— концентрация самого передового и самого грамотного в маркетинговом отношении
— серийность продукции
— зонтичные «мини-бренды»
— полусладкие сортовые вина и т.д.
3. Современные проблемы молдавского вина в России:
— недостаточно высокий имидж массового молдавского вина у операторов и конечных потребителей
4. Перспективы массового молдавского вина в России:
4.1 Формирование положительного, интересного, созидающего образа Молдавии в целом и молдавского вина в частности в России.
4.2 Работа специалистов молдавского рынка:
— качество и контроль
— перенос «центра тяжести» популяризации вина; повышение его статусa на российском рынке (проведение ежегодного праздника «День молдавского вина в России», рекламно – информационная компания в СМИ: специализированных и массовых региональных); массовые BTL- акции и т.д.)
— работа с импортерами
— организация финансирования и минимизация рекламных расходов
4.3 Работа специалистов российского рынка — «НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ МОЛДАВСКИЕ ВИНА!»:
4.3.1. Работа общественных организаций:
— НАА, СУАР, Молдавский винный Клуб
— Комитет …. – как организующий и координирующий работу орган
— работа с прессой (специализированной, массовой) – «информационный прорыв»
4.3.2 Работа с операторами рынка – дистрибьюторскими компаниями
4.3.3 Работа операторов рынка с сетями, магазинами и конечными потребителями
Современная ситуация и перспективы экспорта молдавских вин
Козуб Г. И., президент союза экспортеров Республики
Молдова, генеральный директор компании «Imperial Vin»По признанию Международной организации винограда и вина Молдова расположена в уникальной виноградной зоне и обладает замечательными почвенно-климатическими условиями для выращивания самых элитных сортов винограда и производства высококачественных натуральных, белых и красных вин, шампанского, коньяков. В основу технологии производства винодельческой продукции положены лучшие достижения науки и практики Франции, Германии, России, Австралии и других стран.
Для осуществления полного цикла производства винопродукции всех категорий применяется традиционная технология и современное оборудование. Молдова имеет вековую традицию производства и реализации винопродукции.
Молдова — винодельческая страна с четко выстроенным маркетингом, продукция которой экспортируется более чем в 33 страны мира на всех престижных рынках: ЕС, Северной Америки, СНГ, Китая, Стран Балтии, Японии и др.
Однако рынок России испокон веков был и поныне остается главным для молдавских вин. В последние годы молдавские вина занимают около 60% объема всех потребляемых в России вин.
Кто наши конкуренты?
Из стран СНГ Грузия поставляет на российский рынок около 10%, Украина — 4% ежегодного потребляемого Россией вина. Справедливост
и ради скажем, что у них перспектив нет.
Коньяк «Белый Аист» по праву стал брэндом на рынке стран СНГ. Молдова -единственная страна в мире, которая производит продукцию для космонавтов и подводников. Бальзам «Сэнэтате» сегодня называется «Космический».
Наиболее потенциальным конкурентами Молдовы на главном рынке являются: Чили, Аргентина, США. Однако, пока на российском рынке присутствует скромно. В чем дело?
Учитывая дальность этих стран от Европы и потребность в концентрированном виноградном сусле, производство которого в Европе сократилось, им выгоднее производить концентрат, следовательно, вина останется меньше. А самое главное — вина этих стран слишком экстрактивные, низкокислотные и высокоалкогольные, что не соответствует вкусу европейцев.
Означает ли сказанное, что вина названных и др. стран не поступят на российский рынок. Никак нет.
Но молдавские вина имеют и сохранят свою нишу на российском рынке.
Что нужно делать?
— Постоянно улучшать качество и ассортимент вин для российского рынка.
— Совместно с российскими импортерами поднимать имидж и продвигать вина на российский рынок. Особо убеждать потребителей в особом качестве и оригинальности молдавских вин.
— Продвигать молдавские вина на престижные рынки мира: Китая, Японии, ЕС, стран Балтии, обратив главное внимание на рынки стран непроизводящих винопродукцию.
— Найти оптимальное соотношение качества вин и их цены. Девизом маркетинга должно быть: «Попав на рынок — делай все возможное, чтобы удержаться на нем, постоянно увеличивая объемы поставок».
О некоторых направлениях современной технологии
Мехузла Н.А., Вице-президент Московской лиги виноделов, д.т.н.
Последние двадцать – двадцать пять лет в современной науке о технологии вина отмечены значительные достижения, благодаря фундаментальным исследованиям ученых Франции, Германии, США, Австралии и др. стран.
Результаты этих исследований позволили не только усовершенствовать технологию переработки винограда и выработки вин, но и во многом способствовали изменению вкусовых предпочтений на мировом рынке вина. Так, вина стали значительно ароматичнее, в них более ярко выражены сортовые особенности винограда, вина вырабатываются и поставляются на рынок в основном молодыми, без тонов окисленности во вкусе, с ярко выраженными тонами свеже раздробленной виноградной ягоды во вкусе. Этих изменений в технологии вина, удалось достичь благодаря научному обоснованию путей максимального использования ароматического потенциала виноградной ягоды. В определенной степени, основу в обосновании новых направлений заложили французские исследователи отец и сын М.Фланзи (M.Flanzy) и К. Фланзи (С.Flanzy) в сотрудничестве с М. Бурзексом (M. Bourzeix), которые первыми обратили внимание на необходимость более глубокого изучения ферментного комплекса виноградной ягоды, ферментативных процессов и условий их протекания при переработке винограда. В результате ими была разработана технология углекислотной мацерации (настаивания) в процессе переработки винограда. В дальнейшем в этом направлении работы были продолжены в ряде стран. (В Советском Союзе исследования с целью использования и регулирования ферментативных процессов при переработке винограда были проведены автором под руководством проф. З.Н. Кишковского, 1965г).
Результаты исследований позволили значительно расширить знания о роли ферментативных процессов при переработке винограда и внести существенные коррективы в действовавшие принципы технологии. Так, по ранее принятым и рекомендуемым режимам при переработке винограда предлагалось при выработке белых вин максимально сократить время контакта с мезгой для предотвращения чрезмерного обогащения сусла комплексом фенольных веществ. Как известно, современная технология получения белых вин предусматривает длительную мацерацию на мезге (от 1 до 3 суток). Казалось бы, складывается парадоксальная ситуация. Но на самом деле здесь все логично и подается объяснению. Так, в прежние времена при отсутствии необходимого технического обеспечения и невозможности предотвратить чрезмерное обогащение сусла фенольными соединениями неизбежным являлось сокращение времени контакта с мезгой. Но при этом, значительная часть ароматических веществ виноградной ягоды оставалась в выжимке и практически не использовалась.
В современных условиях, значительная часть предприятий на Западе оснащена специальным оборудованием для проведения мацерации (например, мацератор «Ароматик»), для охлаждения мезги («Фригомост»), что позволяет успешно поддерживать оптимальные режимы для полного использования ароматического потенциала виноградной ягоды в условиях продолжительной мацерации, защищая сусло от одновременной экстракции фенольных соединений, поддерживая температуру мезги не выше +5ºС. Насколько мне известно, в Молдове сегодня подобным оборудованием оснащено только предприятие «Аурвин».
В связи с этим для молдавских исследователей особую актуальность приобретает проблема поиска путей и обоснование режимов, обеспечивающих условия выработки ароматичных виноматериалов, при условии использования существующего оборудования. Эта проблема в Молдове несколько облегчается, благодаря, имеющимся почвенно-климатическим условиям и несколько сниженной опасностью накопления избытка фенольных соединений в сусле. Кроме того, очень важно определить ароматический потенциал винограда различных сортов, динамику его накопления в зависимости от степени зрелости, погодных и почвенных условий различных регионов Республики и т.д. Речь идет не только о винограде белых сортов, а в не меньшей степени и о винограде красных сортов.
Так нами (Мехузла Н.А., Точилина Р.П., 2003 год) были доложены результаты исследований влияния процесса мацерации на повышение ароматичности виноградных вин. Но это очень широкая проблема и, естественно, нам не удалось охватить весь комплекс сопутствующих вопросов. Так очень важно оценить антиоксидантный потенциал различных сортов красного винограда, значению которого для здоровья человека, отводится большая роль.
Актуальной является проблема для виноделия Молдовы, связанная с необходимостью повышения экстрактивности молдавских вин. Учитывая, что климатические условия не позволяют стабильно и ежегодно достигать полной технической зрелости винограда, то для республики может иметь большое значение использовать опыт Франции и Германии, которые в течение многих лет использовали и используют в купажах виноматериалы из стран Азии, Африки и Южной Америки.
Можно долго перечислять проблемы, требующие срочного решения, проблемы, с решением которых напрямую зависит судьба молдавского виноделия, в условиях жесткой конкурентной борьбы. Среди всех бывших республик, входивших в состав Советского Союза, Молдавия имеет самый высокий потенциал научных кадров. Поиск оптимального пути для создания благоприятных условий для активного вовлечения научного потенциала Республики в творческий процесс и интеграции науки с производством с учетом рыночных особенностей этих взаимодействий – вот одна из наиболее важных проблем, стоящих перед винодельческой отраслью Молдовы.