Найти тему
ITSPACE

Люди VS Искусственный Интеллект: заменит ли вас ИИ на рабочем месте?

За последние годы искусственный интеллект значительно изменил мир бизнеса, внедрившись фактически во все возможные ниши, и стал одним из определяющих показателей конкурентоспособности в большой гонке за прибылью. Ему посвящается очень много исследований, не прекращаются забастовки сценаристов известных на весь мир сериалов, а новостные сводки кишат заголовками, содержащими самый актуальный для общества вопрос — заменит ли ИИ человека? Давайте в этой статье попробуем вместе на него ответить. 

Мнений по этому поводу огромное множество и разделились они как среди обывателей, так и на уровне специалистов и исследователей из разных сфер. Ниже представлены некоторые комментарии относительно дальнейшего влияния ИИ на жизнь людей:

  • В марте 2023 года банк Goldman Sachs опубликовал исследование, в котором говорится, что если генеративный ИИ реализует свои потенциальные возможности, то он сможет автоматизировать 300 млн рабочих мест с полной занятостью во всем мире. Для этого исследователи изучили рабочие места в США и Европе и выяснили, что на этих территориях ИИ может заменить ⅔ рабочих мест, после чего экстраполировали данные на весь мир.
  • Среди россиян был проведен масштабный опрос, по исходу которого удалось выявить, что каждый четвертый россиянин уверен, что искусственный интеллект не сможет полностью справиться с его обязанностями. Причем старшее поколение разделяет такое мнение втрое чаще молодежи (32% против 11%).
  • Специалисты HubSpot, компании по разработке программных продуктов для входящего маркетинга, прогнозируют, что ИИ трансформирует отрасль настолько, что 99% телемаркетинга заберут на себя сервисы на его основе.

Большинство переживаний относительно ИИ возникает именно по причине потенциально й потери рабочего места и профпригодности в целом. И это вполне объяснимо. Ведь на первый взгляд искусственный интеллект применим во всех сферах. Медицина, образование, промышленность, индустрия развлечений – все это находится по его влиянием. На разработку многие готовы тратить миллиарды, а крупные игроки ежедневно соревнуются в том, как же его эффективнее адаптировать.

Функционал ИИ сейчас также достаточно обширен и затрагивает такие процессы, как:

  • Генерация контента
  • Коммуникация с потребителями
  • Персонализация предложений
  • Аналитика данных
  • Диагностика
  • Оптимизация различного рода процессов

ИИ решает две ключевые задачи, с которыми сталкивается любой бизнес, а именно необходимость снижения общих расходов и повышения эффективности внутренних работ.

Существуют уже тысячи кейсов с успешным применением ИИ, где его продвинутые вычислительные мощности приводили к значительному увеличению показателей. Вот некоторые их примеры: 

1. Масштабная замена копирайтеров искусственным интеллектом в Alibaba Group. 

Разработчики группы холдингов создали программу, которая может осилить 20 тысяч текстовых строк в секунду. Для этого они проводили обучение ИИ на более чем миллионе текстов, написанных людьми. Теперь для создания описаний на площадках Taobao, Tmall, Mei.com и 1688.com продавцам нужно всего лишь оставить ссылку на страницу товара и выбрать стиль повествования. Бот самостоятельно составит описание продукта, исходя из указанных характеристик. Пока данная опция работает только на китайском языке, но тем не менее уже помогает миллионам пользователей тратить меньше времени на организационные и рутинные задачи.

2. Waymo – Google.

Waymo, подразделение компании, специализирующееся на технологиях для самостоятельного вождения, начинало как проект Google. Сегодня Waymo привносит в мир технологии самостоятельного вождения не только эффективные решения по перемещению людей, но и уменьшение количества аварий. Его автономные транспортные средства в настоящее время курсируют по Калифорнии на самостоятельных такси. 

Смотря на все эти внушительные достижения искусственного интеллекта, может показаться, что в самом скором будущем он несомненно станет достойной заменой человеческим ресурсам. Однако всё не так однозначно. Нужно понимать, что в первую очередь ИИ стоит рассматривать как способ проверить предположения и максимизировать отдачу от ресурсов, а не как прямую замену квалифицированных специалистов. Ведь важность человеческого фактора никто не отменял. Например, стоит отметить, что ИИ не обладает интуицией, эмпатией и способностью к творческому мышлению, также ему не знакомы моральные принципы и ценности, если только они не были программно встроены в него именно человеком. Кроме того, замена человека на ИИ может иметь серьезные социальные и экономические последствия ввиду увеличения безработицы, назревания конфликтов, ведущих и к экономической нестабильности, что не может быть выгодно самим компаниям, предприятиям и т.д. Именно поэтому мы считаем, что это хороший вспомогательный инструмент, которому стоит относиться здраво. Более того, даже если на каждому углу будут кричать о необходимости автоматизации всех процессов, существует большое количество предпринимателей, которые на данном этапе просто не готовы к таким изменениям. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  • Несоответствие реальности завышенным ожиданиям
  • Недоверие к технологиям
  • Нехватка ресурсов и кадров под разработку и обслуживание ИИ
  • Плохое качество исходных данных

Подводя итог вышесказанному, хочется привести интересную цитату: «Ох, вот трактор появился». Один говорит: «Пойду-ка я на тракториста-механика учиться». А другой ему говорит: «Нет, не ходи, это бесовское изобретение, я вот лучше со своей лошадкой буду землю бороной пахать, как мне мои деды и прадеды завещали», - рассказал Роман Душкин. Метафора простая, но, как мы считаем, очень показательная. 

Очевидно, что технологии активно развиваются, а дальше это будет происходить в более высоком темпе. Это вызывает множество противоречий. Например, на западе уже сейчас начинаются глобальные забастовки сотрудников, связанные с быстрым развитием ИИ, когда в России всё ещё существует проблема дефицита кадров, с которой искусственный интеллект со временем можем успешно справиться. Поэтому хорошо это или плохо — вопрос в будущее, но понятно одно — в настоящем важно учиться пользоваться этими технологиями. На данный момент есть большое количество готовых инструментов и ходов с использованием ИИ, которые можно тестировать, развивать и продвигать. Однако человеческие ресурсы — это то, что определяет траекторию движения этих процессов. И мы думаем, что ИИ, вероятно, просто повысит эффективность решений и действий специалистов. Работодатели же с развитием технологий будут привлекать более квалифицированных сотрудников, которые будут настроены на обучение и взаимодействие с новыми инструментами.